властей' теория, буржуазная политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной), осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами. Идея 'разделения властей', высказывавшаяся ещё античными и средневековыми учёными ( Аристотель , Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине 18 в. Ш. Монтескье . Учение о 'разделении властей', связанное с теорией естественного права , исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти. В ряде стран это учение было использовано для обоснования компромисса между буржуазией, установившей контроль над законодательной властью и судом, и феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках исполнительную власть. По словам Ф. Энгельса, 'Р. в.' т. представляет собой '... не что иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 203). С утверждением капиталистического строя принцип 'разделения властей' был провозглашен одним из основных принципов буржуазного конституционализма, что было впервые отражено в конституционных актах Великой французской революции. Принцип 'разделения властей' использован при составлении действующей конституции США 1787, послужив обоснованием создания сильной президентской власти, в значительной степени независимой от конгресса. Фактически 'разделение властей' последовательно не было осуществлено в конституционной практике капиталистических стран. Например, существенным отступлением от 'Р. в.' т. является распространённая в т. н. президентских республиках система 'сдержек и противовесов' (право главы государства применить вето к актам парламента, судебный контроль за конституционностью законов и т.д.), при которой парламент находится в значительной зависимости от исполнительной власти.
Марксистско-ленинская теория отвергает 'Р. в.' т. как игнорирующую классовую природу государства.
Существование в социалистическом государстве государственных органов с различной компетенцией означает, что при проведении в жизнь принципа единства государственной власти необходимо определённое разделение по осуществлению функций государственной власти.
Лит.: История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 235-36, 274, 282.