(от санскр. пурана, буквально - древний), канонические тексты индуизма. Древнейшие П. восходят к середине 1-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине 1-го тыс. Наиболее ценными в литературнх и исторических отношениях считаются Маркандея-пурана, Ваю-пурана, Вишну-пурана, Бхагавата-пурана и Матсья-пурана. В соответствии с культом того бога, которому каждая из П. посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские П., но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме П. близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи П. повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы П. в своих произведениях также поэты и драматурги. Особое влияние на религиозные и литературные традиции на новоиндийских языках оказала Бхагавата-пурана, проповедующая культ экстатической любви к богу (бхакти) и пересказывающая легенды о жизни Кришны.
Изд.: Bhagavata Purapa, trad. et publ. par E. Burnouf [e. a.], v. 1-5, P., 1840-98; Vayu Purana, v. 1-2, Calcutta, 1880-88; Matsya Parana, Poona, 1907; Markandeya Purana, Bombay, 1924; Vishnu - Purana, transl. by Н. H. Wilson, v. 1-5, 3 ed., Calcutta, 1972; в рус. пер. - Лаллу джи Лал, Прем Сагар. Пер. с хинди, вступ. статья и примечания А. П. Баранникова, М. - Л., 1937.
Лит.: Wilson Н. Н., Puranas or an account of their contents and nature, Calcutta, 1911; Pusajker A. D., Studies in the epics and Puranas, Bombay, 1955; An anthology of the epics and Puranas, ed. by S. K. De and R. C. Hazra, New Delhi, 1959.
П. А. Гринцер.