Значение слова ПСИХОАНАЛИЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ПСИХОАНАЛИЗ

(от психо... и анализ ),метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 - начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом . От П. как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм , возводящий положения П. в ранг философско-антропологических принципов. Отдельные положения П. можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и 'отреагировать' забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза. Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники П. Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению - активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, 'зашифрованной' форме в виде невротических симптомов. Последние рассматриваются в П. как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней 'цензурой', представляющей собой механизм защиты сознательного 'Я' против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования П. усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели П. за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других П. обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее.

С точки зрения П. каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах - динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией П. вводит понятие о квантуме психической энергии, её 'зарядах' - катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном. На первом этапе развития П. (конец 90-х - начало 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях ( либидо ). Учение о психической структуре возникло в П. позднее (З. Фрейд, 'Я' и 'Оно', 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование 'Оно'. Это резервуар психической энергии, 'кипящий котёл' влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Вторая психическая структура - сознательное 'Я' формируется как 'оттиск' внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования 'Я' особую роль П. придаёт идентификации . 'Я' - посредник между внешним миром и 'Оно', влечением и удовлетворением. 'Я' руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы 'Оно' с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция ; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость - как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия - влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя. Третья психическая структура - 'Сверх-Я' формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. 'Сверх-Я' функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования 'Сверх-Я' весь психический аппарат начинает функционировать как целое.

Распространение П. в Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал 'Imago', с 1913 - 'Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse') и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 П. подвергается запрету в Германии, с 1938 - в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие П. в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы. На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов П., приходится около 3/4 всей публикуемой литературы по П.

П. послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии . Внутренние противоречия концепции П. у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений - индивидуальной психологии А. Адлера , аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного 'Я'. После 2-й мировой войны 1939-45 развитие П. в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии экзистенциализма , феноменологии , неотомизма , в США - неофрейдизма . Попытки применения метода П. характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в.: школы 'потока сознания' , сюрреализма и др.

Советская психология, отмечая, что П. ввёл в научное рассмотрение целый ряд важных явлений человеческой психики (бессознательные процессы и мотивы, влияние переживаний раннего детства на формирование характера и его патологической деформации и др.), критикует его за сведение разнотипных и изменчивых отношений между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, за универсализацию психоаналитических понятий и механическое перенесение их в сферу социальных явлений, ведущее к психологизации человеческого общества, личности и культуры.

Лит.: Фрейд З., Лекции по введению в психоанализ, [т. 1 -2], М. - П., 1922; его же, Основные психологические теории в психоанализе, М. - П., 1923; Психоанализ детского возраста. [Сб. ст. М., 1924; Бассин Ф. В., Проблема 'бессознательного', М., 1968; Grinstein A., The index of psychoanalytic writings, v. 1-10, N. Y., 1956-72; Pumpian-Mindlin Е., Psychoanalysis as science, [2 ed.], N. Y., [1956]; Art and psychoanalysis, N. Y, 1963; Psychoanalysis and current biological thought, Madison - Milwaukee, 1965; Encyclopedia of psychoanalysis, N, Y. - L., 1968. См. также лит. при ст. Глубинная психология .

Д. Н. Ляликов.

П. в литературоведении - способ трактовки литературных произведений с точки зрения психологического учения о бессознательном . П. рассматривает художественное творчество как сублимированное (см. Сублимация ) символическое выражение изначальных психических импульсов и влечений (сексуальных и инфантильных в своей основе), отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии. П. выявляет в истории литературы ряд устойчивых сюжетных схем, в которых автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих подсознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального и нравственного запрета (так, в 'Царе Эдипе' Софокла, 'Гамлете' Шекспира и 'Братьях Карамазовых' Ф. М. Достоевского варьируется, согласно П., один мотив отцеубийства, связанный с вытесненным 'эдиповым комплексом').

Первые образцы применения П. к литературе и искусству дал З. Фрейд ('Поэт и фантазия', 'Достоевский и отцеубийство'), предупреждавший, однако, против смешения задач П. и литературоведения: П. подходит к литературе только как к сюжетно-иллюстративному материалу и сам по себе не способен объяснить разницу между шедевром и его пересказом или репродукцией, между великим писателем и рядовым невротиком или сновидцем. Наиболее адекватно П. приложим к изучению продуктов мифологии и 'массовой культуры' , где сознательное 'Я' личности растворяется в бессознательном 'Оно' и устраняются собственно эстетические критерии. В 20-30-е гг. наряду с вульгарным П., разоблачавшим художество как иллюзию и сводившим его к биологическим инстинктам, имеют место серьёзные попытки использовать положения П. в борьбе против формалистической и вульгарно-социологической методологии [Л. Выготский, В. Волошинов (М. Бахтин)], осмыслить с его помощью практику новейших течений ( дадаизм , сюрреализм , экспрессионизм , 'мифологизм'), найти объяснение загадочным литературным феноменам прошлого (этюды С. Цвейга о Достоевском, Г. фон Клейсте, М. Бонапарт об Э. По, В. В. Брукса о М. Твене), соединить П. сучением о художественной форме и об общественной роли литературы (Х. Рид, Р. Фрай, К. Бёрк, К. Кодуэлл). В послевоенное время на Западе наиболее распространены две версии П.: экзистенциальный П. (Ж. П. Сартр, А. Мальро, С. Дубровский и др.) ищет в литературе свидетельства о подлинном человеческом бытии, укоренённом не в биологической природе, но в этической свободе и достигающем полного личностного самораскрытия в мире художественного вымысла, где духовная 'самость' преодолевает гнёт исторической судьбы и выбирает себя; структуральный П. (Ж. Лакан, К. Морон, Р. Барт, Ж. Деррида) подчёркивает зависимость художника от сверхиндивидуальных механизмов культуры (языка и др. знаковых систем), действующих в сфере бессознательного и обусловливающих структуру произведения безотносительно к его 'сознательному' замыслу и смыслу. П. в западном литературоведении подвергается критике со стороны марксистов; причём имманентно-статическим структурам подсознания противопоставляется динамика социально-исторической жизни как источник творческого процесса. Доктрину П. оспаривают также последователи культурно-исторической школы и приверженцы математических и кибернетических методов.

Лит.: Фрейд З., Поэт и фантазия, в кн.: Совр. книга по эстетике, М., 1957 (есть лит.); Выготский Л., Психология искусства, М., 1968: Кодуэлл К., Иллюзия и действительность, М., 1969; Morrison С. С., Freud and the critic, Chapel Hill., 1968; Matt P. von, Literaturwissenschaft und Psychoanalyse, Freib., 1972.

М. Н. Эпштейн.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.