разновидность мелкобуржуазного социализма, основу которой составляют философские и социологические взгляды П. Ж. Прудона ; мелкобуржуазное социальное реформаторство, не затрагивающее основ капитализма. П. осуждал крупную капиталистическую собственность, как 'кражу', но отвергал коммунизм и отстаивал 'владение' - мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Не понимая действительных источников классовой эксплуатации и объясняя её существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом, Прудон считал возможным уничтожение классовой эксплуатации посредством чисто экономических реформ в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. По мнению Прудона, осуществление этих реформ будто бы даст возможность превратить всех трудящихся, при сохранении частной собственности на средства производства, в самостоятельных производителей, обменивающихся эквивалентно товарами и услугами на началах взаимопомощи (мютюэлизма). Из этой мелкобуржуазной утопии Прудон выводил возможность осуществления 'социальной революции' мирным путём, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политической борьбы и при уничтожении государства, которое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. 'Не уничтожить капитализм и его основу - товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т.п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, 'конституировать' ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, 'справедливой', лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений - вот идея Прудона' (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 131). Развивая свои концепции в период Революции 1848 и в особенности в годы Второй империи, Прудон сделал вывод о том, что решение общественных противоречий мыслимо будто бы лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил. П. переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности человека (одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в общественной жизни). Он заменил также проекты 'ликвидации государства' идеей его федеративного переустройства, призывая раздробить современные централизованные государства на мелкие автономные области и выступая в этой связи против национально-освободительных движений народов Италии и Польши. Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития фабрично-заводской промышленности Прудон признал необходимость перехода крупных промышленных предприятий и ж.-д. транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства во всей остальной промышленности и в сельском хозяйстве.
П. получил в 19 в. распространение во Франции и некоторых др. странах с многочисленной мелкой буржуазией, за счёт которой в значительной степени пополнялись ряды рабочего класса. Французские секции 1-го Интернационала на первых порах создавались и руководились прудонистами. Однако решительная борьба К. Маркса, Ф. Энгельса и их сторонников против П. закончилась полной победой марксизма над П., разрывом с ним передовых элементов пролетариата и переходом французской секции Интернационала в руки т. н. левых прудонистов - сторонников революционной классовой борьбы. Многие из них стали активными деятелями и руководителями Парижской Коммуны 1871, на опыте которой были вскрыты порочность и вред прудонистских идей. Это сыграло решающую роль в распаде П.
Воззрения Прудона использовались бунтарским анархизмом М. А. Бакунина, а также различными течениями мирного анархизма и вошли в арсенал анархо-синдикализма . В социал-демократическом движении реформисты, начиная с Э. Бернштейна, также пытались воскресить в различной форме и под разными наименованиями прудонистские идеи. В то же время прудоновская критика и поношение демократии, деятельности политических партий (в том числе и демократических партий) и классовой борьбы использовались идеологами империалистической реакции, а затем и теоретиками фашизма в Италии, Франции, Германии, Испании и странах Латинской Америки.
Лит.: Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, М. - Л., 1929; Застенкер Н. Е., Об оценке Прудона и прудонизма в 'Коммунистическом Манифесте', в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; его же, Идейное банкротство современного неопрудонизма, 'Вопросы истории', 1968, | 9; Первый Интернационал, ч. 1-2, М., 1964-65; Nettlau М., Der Vorfruhling der Anaichie, B., 1925; Bougie C., La sociologie de Proudhon, [P.], 1911; Gyu-Grand G., La pensee de Proudhon, [P.], 1947.
Н. Е. Застенкер.