(Proklos) (около 410, Константинополь, - 485, Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы неоплатонизма . Важнейшие дошедшие до нас философские сочинения П. - 'Первоосновы теологии' [последнее изд. Oxf., 1965, рус. пер. в книге: Лосев А. Ф., История античной эстетики, т. 3 - Высокая классика, 1974], 'О богословии Платона' (последнее изд. Fr./M., 1960), комментарии к платоновским диалогам 'Тимей' (v. 1-3, Lipsiae, 1903-06), 'Парменид' (последнее изд. 1961) и др.
Исторические значение П. определяется универсальной конструктивно-диалектической разработкой им всей системы неоплатонизма. Господствующим у П. во всех разделах его философии является триадический метод, сводящийся к последовательному утверждению трёх моментов: 1) пребывание в себе, причина, неделимое единство, наличие, отчее начало, потенция; 2) выступление из себя, эманация за свои пределы, причинение или действие на иное в виде причины, переход единства во множество, начало делимости, материнское начало, энергия; 3) возвращение из инобытия обратно в себя, возведение расторгнутого множества в неделимое расчленённое единство, эйдос , или единораздельная (т. е. структурная) сущность. При помощи этого метода П. анализирует каждый из членов универсальной триады Плотина - 'единое', 'ум' ( нус )и 'душу'. Так, от абсолютно непознаваемого 'единого' он отделяет 'единое', уже содержащее в себе некоторую множественность, но не имеющее ещё каких-либо качеств; это только энергия самого различения и членения, предшествующая 'уму' (расчленённости) и выделяемая П. (впервые в неоплатонизме) в самостоятельную ступень эманации 'единого' - область чисел, или 'надбытийных единиц'. В 'уме' П. также выделял: 1) 'ум' как пребывание в себе, ум мыслимый, 'интеллигибельный' - 'бытие', или объект; 2) 'ум' как выхождение из себя, ум мыслящий, 'интеллектуальный' - субъект; 3) 'ум' как возвращение к себе, как тождество бытия и мышления, объекта и субъекта, 'ум' как 'жизнь' или 'вечность', 'жизнь в себе'. В диалектике мифологии П. устанавливал три триады богов. Последняя триада ввиду триадического деления двух первых её членов превращалась в седмерицу (гебдомаду) с повторением этой гебдомады в каждом из составляющих её моментов, так что в последней триаде оказывалось 49 богов-'умов'. Мир 'души' у П. также триадичен: души божественные (боги 'ведущие', 'абсолютные' и 'внутрикосмические'), демонические (ангелы, демоны и герои) и человеческие. Система П., будучи завершением неоплатонизма, своим мыслительным аппаратом оказала всеобъемлющее воздействие на развитие средневековой философии (от Ареопагитик до Михаила Пселла , И. Петрици и Николая Кузанского ) .
Соч.: Opera inedita, ed. V. Cousin, P., 1864.
Лит.: Rosan L. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1949 (лит.); Beierwaltes W., Proklos. Grundzuge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965; Bastid P., Proclus et ie crepuscule de la pensee grecque, P., 1969.
А. Ф. Лосев.