Значение слова ПОДТЕКСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПОДТЕКСТ

подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений перестают определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие. П. - тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста. Средствами обнажения П. могут быть намекающие реплики (нередко повторяющиеся как лейтмотив ) , различные качества звучания речи ( интонация , пауза и т.д.), свидетельствующие о 'подводном' течении действия [например, в 'Трёх сестрах' А. П. Чехова за вопросом Маши, любил ли доктор её мать, следует: 'Чебутыкин (после паузы): Этого я уже не помню']; подчёркнутые сопоставления разных по содержанию и звучанию речевых, сюжетных, сценических ситуаций (например, совмещение внешне незначащей беседы персонажей с их внутренним напряжённым спором, время от времени прорывающимся наружу в пьесе М. Метерлинка 'Пелеас и Мелисанда', в рассказе Э. Хемингуэя 'Белые слоны'). Понятие 'П.' было осмыслено на Западе Метерлинком (под названием 'второй диалог' в книге 'Сокровище смиренных', 1896), в России - Чеховым и основателями МХАТа К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (см., например, предисловие Немировича-Данченко к книге Н. Эфроса '-Три сестры|. Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ', П., 1919). В системе Станиславского П. приобрёл значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи.

В. А. Калашников.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.