Значение ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

революция. Идея перманентной, то есть непрерывной, революции была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в 'Манифесте Коммунистической партии' (1848) и 'Обращении Центрального Комитета к Союзу Коммунистов' (1850). Основоположники марксизма считали, что пролетариат, обладая достаточной силой, организацией, влиянием и занимая самостоятельную политическую позицию, может осуществить переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической, к установлению своей власти. 'В то время как демократические мелкие буржуа хотят возможно быстрее закончить революцию,... наши интересы и наши задачи заключаются в том, чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти...' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 261). Непрерывность К. Маркс и Ф. Энгельс понимали как последовательную смену этапов революционного процесса. Они предупреждали, что '... рабочие не могут в начале движения предлагать чисто коммунистические мероприятия' и '... не смогут достигнуть господства и осуществления своих классовых интересов, не пройдя полностью более длительного пути революционного развития...' (там же, с. 266, 267).

В новых исторических условиях эпохи империализма идея непрерывной революции была развита В. И. Лениным в теорию перерастания демократической революции в социалистическую. '... От революции демократической,- писал В. И. Ленин,- мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на полпути' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 222).

В. И. Ленин отверг схему оппортунистических лидеров 2-го Интернационала и русских меньшевиков, согласно которой за победой буржуазной революции обязательно следует более или менее длительный период развития капитализма. В эпоху империализма, когда мировая капиталистическая система созрела для социалистической революции, революционно-демократические преобразования объективно создают угрозу капитализму. Монополистический капитал объединяется с самыми реакционными силами на общей платформе враждебности ко всякой революции. Именно поэтому, подчёркивал В. И. Ленин, 'в XX веке в капиталистической стране нельзя быть революционным демократом, ежели бояться идти к социализму' (там же, т. 34, с. 190).

Краеугольный камень ленинской теории перерастания демократической революции в социалистическую - это идея гегемонии пролетариата , который выполняет роль двигателя безостановочного развития демократической революции, поэтапного перехода к решению всё более радикальных задач, создания условий для социалистической революции. В результате победы демократической революции утверждается революционно-демократический тип власти, которая выступает в качестве орудия непрерывного углубления и перерастания демократической революции в социалистическую. Применительно к условиям России начала 20 в. В. И. Ленин определял классовое содержание такой власти, как революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства.

После 2-й мировой войны 1939-45 перерастание демократических революций в социалистические произошло в ряде европейских и азиатских стран. В некоторых странах демократические и социалистические преобразования тесно переплетались, в сущности составляя два этапа единого революционного процесса (см. Народно-демократическая революция ).

Значение марксистско-ленинской теории непрерывной революции заключается в том, что она раскрывает закономерную связь социалистической революции с различными типами народных демократических движений и революций, позволяет найти пути и формы перехода к социалистической революции, отвечающие конкретным условиям той или иной страны.

Марксова идея непрерывной революции получила извращённую интерпретацию в троцкистской теории П. р., выдвинутой А. Парвусом и Л. Троцким в годы Революции 1905-07 в России и ставшей платформой борьбы троцкистов против ленинизма. Непрерывность последовательных этапов революционного процесса была подменена в троцкистской теории субъективистской концепцией, которая произвольно смешивала все этапы, игнорируя закономерную связь между ними; в ней отрицался буржуазно-демократический характер революции и выдвигалась авантюристическая идея непосредственного перехода к революции социалистической (см. В. И. Ленин, там же, т. 17, с. 381). Эта позиция Троцкого, который игнорировал идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, была выражена в лозунге 'без царя, а правительство рабочее'. Раскрывая эклектизм троцкистской теории, В. И. Ленин отмечал: 'Оригинальная теория Троцкого берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков - -отрицание| роли крестьянства' (там же, т. 27, с. 80). Отвергая марксистско-ленинскую стратегию классовых союзов пролетариата с крестьянством и др. непролетарскими слоями трудящихся, троцкистская теория в сущности закрывала путь к формированию массовой политической армии социалистической революции, подрывала внутренние факторы развития и победы этой революции. Перманентность революционного процесса, судьбу социалистической революции в каждой стране Троцкий связывал с внешними факторами, с победой мировой революции. С этих механистических позиций троцкисты выступали против ленинской теории о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране. Из этого вытекала противоречащая марксизму установка на 'экспорт', искусственное подталкивание революции.

Троцкистская теория П. р. представляет собой один из идейных источников современной концепций мелкобуржуазного революционизма, в том числе маоизма , характерной чертой которого также является неверие в способность рабочего класса объединить вокруг себя широкие массы трудящихся для решения задач социалистического строительства. Такая установка выражена во всей авантюристической политике этого мелкобуржуазного течения. Подобные представления противоречат марксизму-ленинизму, практике мирового революционного движения.

Лит.: Лейбзон Б. М.. Мелкобуржуазный революционаризм, М., 1967; Ленинская теория социалистической революции и современность, М., 1972, гл. 6 .

Ю. А. Красин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.