в театре, кино, способность актёра действовать на сцене (в кинематографе) в образе другого человека; творческая основа, отличительная особенность актёрского искусства. Голос, дикция, пластика, темперамент актёра, его грим, костюм являются средствами, с помощью которых достигается П. Существует искусство так называемого внешнего перевоплощения: резкое изменение актёром своей внешности, придание облику характерности, индивидуального и типического своеобразия. Более высокая стадия развития реализма связана с искусством внутреннего перевоплощения, когда актёр передаёт внутреннюю сущность изображаемого характера. Изучению путей и методов П. посвящены основные разделы системы К. С. Станиславского (см. Станиславского система ) . Опираясь на многовековой опыт истории театра, он создал теоретические и практические основы работы над ролью, помогающие актёру ощущать себя изображаемым героем, сливаться с образом.
Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 3, М., 1955; Попов А. Д., Об искусстве перевоплощения актера, в сборнике: Режиссерское искусство сегодня, М., 1962.