(англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- 'эпиграмматическое произведение' (Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония , сгущенная до сарказма , так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем .
П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например 'Лжец...' Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера , Эразма Роттердамского , Т. Мурнера . По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон , Дж. Лилберн , Дж. Уинстэнли ) , а позже - памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта . В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов , а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. 'Что такое третье сословие' Сьейеса). Среди многочисленных образцов П. 19-20 вв. можно назвать 'Памфлет о памфлетах' (1824) П. Л. Курье, 'Менцель-французоед' (1837) Л. Берне, 'Современные памфлеты' (1850) Т. Карлейля, 'Наполеон Малый' (1852) В. Гюго, 'Я обвиняю' (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, 'Левацкий шик' (1971) Т. Уолфа и др.
В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы 'Путешествия из Петербурга в Москву', 1790), В. Г. Белинский ('Письмо к Н. В. Гоголю', 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой ('Не могу молчать'). Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс ('Господин Фогт'), В. И. Ленин ('Памяти графа Гейдена'), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.
Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения 'роман-П.', 'пьеса-П.', 'П.-очерк' и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с 'Утопии' Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе 'Путешествия Гулливера' Дж. Свифта, 'Прекрасный новый мир' О. Л. Хаксли), 'Помпадуры и помпадурши' М. Е. Салтыкова-Щедрина, 'Карьера Артуро Уи' Б. Брехта, 'Трест Д. Е.' И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского 'Моё открытие Америки' и его стихи о 'советских помпадурах', роман 'У нас это невозможно' (1935) С. Льюиса.
Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.- Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98.
В. А. Калашников.