(Ockeghem, Ockenheim, Okeghem и др.) Йоханнес (Жан) де (около 1425, Дендермонде, Восточная Фландрия, - 1495, Тур), нидерландский композитор. Крупнейший представитель нидерландской школы . Обучался в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене, где служил певчим (1433-44). В 1446-48 певчий капеллы принца Карла I Бурбона в Мулене. С 1452 первый капеллан французского королевского двора, при котором служил 43 года. С 1456 королевский советник и казначей аббатства Сен-Мартен в Type. Посетил Испанию (1470), Фландрию (1484). Пользовался признанием и почётом (в числе авторов эпитафий на смерть О. - Эразм Роттердамский). Создал высокие образцы хоровой полифонии - мессы , мотеты и др. сочинения, в том числе изысканные светские песни-миниатюры для 3 голосов. Искуснейший контрапунктист (современники называли О. главным мастером контрапункта), он значительно обогатил технику сквозной имитации , утвердил 4-голосное полнозвучие в хоровом стиле а капелла, достиг совершенства в технике свободного развития мелодических линий. Математик (астролог) и философ-неоплатоник, О. строил свои композиции на математических рассчётах, внося в них скрытую философскую и религиозную символику. Славились его 'загадочные' каноны (в них исполнителям задаются задачи вычисления интервалов и моменты вступления невыписанных голосов) и сложные, виртуозно построенные хоровые сочинения -36-голосный канон (сочетание четырёх 9-голосных канонов), 'Месса разных тонов' (допускающая исполнение от любого тона) и др. Музыка О. пользовалась исключительным успехом в Германии после Реформации.
Лит.: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. - Л., 1941, с. 395-401; Krenek Е., Johannes Ockeghem, N. Y., 1953; Henze М., Studien zu den Messenkorn positionen J. Ockeghems, B., 1968.
Л. Г. Бергер.