(от греч. ode - песня), жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово 'О.' сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара ). В эпоху Возрождения и барокко (16-17 вв.) термин 'О.' вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (П. Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху классицизма (17-18 вв.) О. была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен - Франция). Метрика и строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались ('тихий' или 'стремительный' приступ, наличие отступлений, дозволенный 'лирический беспорядок'), выделились О. духовные, торжественные ('пиндарические'), нравоучительные ('горацианские'), любовные ('анакреонтические'). В русскую поэзию О. входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна - более близкая традиции барокко (требование 'восторга') М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая - рационалистическая - близкая просветительству (требование 'естественности' - А. П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О. 'расшатываются' (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. Гёльдерлин - Германия). В эпоху романтизма слово 'О.' уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет ('оды' П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии ('Вольность' А. Н. Радищева, 'Гражданское мужество' К. Ф. Рылеева). В 19-20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие О. выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически ('Ода революции' В. В. Маяковского).
С 17 в. в западно-европейских странах термин 'О.' стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. 'Траурная ода'; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О. в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О. для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов - Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев ('Ода на окончание войны' для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).
М. Л. Гаспаров (О. в поэзии).