Значение слова НОВАЛИС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

НОВАЛИС

(Novalis) [псевдоним; настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, около Мансфельда, - 25.3.1801, Вейсенфельс), немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма в Германии (круг т. н. иенских романтиков). Учился в университетах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейберге. Как Ф. Шлегель и Ф. В. Шеллинг , первоначально испытал влияние 'наукоучения' И. Г. Фихте , однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистическую диалектику природы. Её основной тезис - утверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имён (ввиду этого Н. называл свою философию 'магическим идеализмом'). Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отдельные функции скрытого в глубине 'Я', недоступного для языка слов (влияние немецкой мистики , особенно Я. Бёме). 'Я' и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного 'вчувствования' индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своём творчестве, в частности при разработке поэтически-философского жанра фрагмента. В лирическом цикле 'Гимны к ночи' (журнал 'Атенеум', 1800) в аллегорической форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В 'Духовных песнях' Н. трактовал тексты Священного писания в духе пиетизма (в этом он близок Ф. Шлейермахеру ). Незаконченный роман Н. 'Генрих фон Офтердинген' (1802, рус. пер. 1914), начинаясь как традиционный 'роман воспитания', перерастает в мифологическое действие сказочно-космических масштабов.

В поисках общественного идеала Н. обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и 'заботу' об индивиде; в средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом ('Христианство и Европа', 1799, опубликовано в 1826).

Соч.: Schriften, Bd 1-4, 2 Aufl., Stuttg., М., 1960-65; в рус. пер. - Фрагменты, М., 1914; Стихотворения, 'Аполлон', 1910, | 7; Ученики в Саисе, в сборнике: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М. - Л., 1935.

Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 139-48: Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Haering Th., Novalis als Philosoph, Stuttg., 1954; Beheim-Schwarzbach M., Novalis, 2 Aufl., Hamb. 1948; Ritter H., Der unbekannte Novalis, Gott., 1967; Malsch W., Europa. Poetische Rede des Novalis, Stuttg., 1965.

Ал. В. Михайлов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.