(от лат. nihil - ничто, ничего), в России общественное умонастроение и мироощущение передовой разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., проявлявшееся в решительном отрицании господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения. Н. возник в годы революционной ситуации 1859-61 , отражал кризис феодально-крепостнической системы, был важным моментом формировавшегося революционно-демократического мировоззрения и представлял собой прогрессивное явление. Н. отвергал религиозные предрассудки, идеалистическую философию, деспотизм в общественной и семейной жизни, либеральное обличительство, 'искусство для искусства' и 'науку для науки', требовал свободы личности и равноправия женщины, пропагандировал 'разумный эгоизм', утилитаризм и призывал к изучению естествознания. Расплывчатость положительной программы Н. приводила его представителей к схематизму, излишней прямолинейности, к издержкам в полемике. Н. не был цельным мировоззрением, а объединял своих сторонников лишь неприятием существующей действительности; вследствие этого из числа нигилистов к концу 60-х гг. наряду с активными деятелями революционно-демократического движения вышли и умеренные либеральные деятели. Литературным органом, выражавшим идеи Н., был журнал 'Русское слово' , ведущую роль в котором играл Д. И. Писарев . К Н. в широком смысле относят также всех представителей революционно-демократического лагеря 1860-х гг. во главе с 'Современником' Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.
Термин 'Н.' получил распространение после опубликования романа И. С. Тургенева 'Отцы и дети' (1862), в котором главный герой Базаров назван нигилистом. До этого времени идеи Н. в журнальной полемике назывались 'отрицательным направлением', а его представители - 'свистунами' (см. 'Свисток' ) . Подхваченный в условиях спада революционной ситуации реакционной публицистикой, термин 'Н.' стал бранной кличкой и широко использовался в журнальной полемике, официальных правительственных документах и антинигилистических романах (А. Ф. Писемский 'Взбаламученное море', Н. С. Лесков 'Некуда', В. П. Клюшников 'Марево' и др.) для дискредитации революционной идеологии и демократического движения. Противники приписывали Н. стремление к разрушению основ цивилизации, отрицание духовных ценностей, аморализм.
Почти исчезнувший из полемической литературы к концу 60-х гг. термин 'Н.' позднее использовался в реакционной публицистике в моменты обострения классовой борьбы в применении к революционерам. Некоторые современные буржуазные авторы за рубежом неправомерно распространяют термин 'Н.' на те формы русского освободительного движения, наследниками которых выступили большевики.
Лит.: Козьмин Б. П., Литература и история, М., 1969, с. 225-42; Новиков А. И., Нигилизм и нигилисты, Л., 1972, с. 34-117.