Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне район Ростова-на-Дону, - 31.3(12.4).1866, г. Камышин], армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. Сын ремесленника-кустаря. В 1855-58 учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858-60 сотрудничал в московском арм. журнале 'Юсисапайл' ('Северное сияние'). В годы революционной ситуации в России 1859-61 Н. под влиянием пропаганды 'Колокола' и 'Современника' первым из арм. писателей перешёл на позиции революционного демократизма. В 1860-62 совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Зап. Европы. В Константинополе создал вокруг арм. журнала 'Мегу' ('Пчела') тайное революционное общество 'Партия молодых'. В Лондоне сблизился с А. И. Герценом , Н. П. Огаревым , М. А. Бакуниным , а также с Н. А. Серно-Соловьевичем и др., участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания 'Что нужно народу-' (программа будущей 'Земли и воли' ). В памфлете 'Две строки' (1861) провозгласил своё политическое кредо - посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде 'Земледелие как верный путь' (1862) Н. подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861, однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для пореформ. России видел в крестьянской революции. По возвращении в Россию арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (июль 1862), судился по 'процессу 32-х' , в ноябре 1865, больной туберкулёзом, выслан в Камышин.
Н. был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Н. - важный этап в истории арм. общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы арм. народа в России и за рубежом с рус. освободительным движением.
Н. - зачинатель критического реализма в арм. литературе, автор романов 'Одному - слово, другому - невесту' (1858), 'Вопрошение мёртвых' (1859, неокончен), 'Дневник' (1858-60). В крепости создал антирелигиозную поэму 'Похождение праотца' (1864, опубликована 1903). Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Н., проникнутая пафосом борьбы за свободу. Н. заложил основы арм. реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах: 'Слово об армянской письменности' (1854-55, опубликовано 1895), 'Критика' (1858), 'Национальный театр в Константинополе' (1861) и др. Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового арм. литературного языка (ашхарабар) взамен мёртвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и мракобесов. Переводил стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Г. Гейне и др.
Соч. в рус. пер.: Избр. соч., Ер., 1941; Избр. философские и общественно-политические произведения, М., 1954; Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1-2, Ер., 1968-70.
Лит.: Мясникян А. Ф., Избр. произведения, Ер., 1965; Шаумян С., Литературно-критические статьи, 2 изд., М., 1955; Хачатрян А. Б., Мировоззрение М. Л. Налбандяна, 'Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина', 1962, | 171, с. 3-328; Гуланян Х. Г., Микаэл Налбандян, М., 1955; Даронян С., М. Налбандян, М., 1963; его же, М. Налбандян и русские революционные демократы, М., 1967.
С. К. Даронян.