Значение МЭМФОРД ЛЬЮИС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МЭМФОРД ЛЬЮИС

(Mumford) Льюис (р. 19.10. 1895, Флашинг, Нью-Йорк), американский философ. Профессор Станфордского (1942-44), Пенсильванского (1951-59) университетов и Массачусетсского технологического института (1957-60). Теоретические и политические взгляды М. претерпели значительную эволюцию - от либерально-реформистских иллюзий 20-30-х гг., когда М. активно поддерживал 'новый курс' президента Ф. Рузвельта, к социально-пессимистическим, консервативным убеждениям. Многочисленные работы М. посвящены социальным проблемам техники, истории городов и процессам урбанизации, утопической традиции в общественной мысли. Книги 'Брёвна и камни' (1924), 'Городская культура' (1938), 'Развитие городов' (1945), 'Город в истории' (1961) и др. по теории градостроительства и архитектуры оказали большое влияние на урбанистику в США. В работах 'Техника и цивилизация' (1934), 'Искусство и техника' (1952) и особенно в 'Мифе о машине' (1967-70) М. выступает как один из крайних представителей технологического детерминизма. Основную причину всех социальных зол и потрясений современной эпохи М. видит в возрастающем разрыве между уровнями технологии и нравственности, который, по его мнению, уже в недалёком будущем угрожает человечеству порабощением со стороны безличной Мегамашины, т. е. предельно рационализированной, технократическими организации общества. Научно-технический прогресс со времён Ф. Бэкона и Г. Галилея М. называет 'интеллектуальным империализмом', жертвой которого пали гуманизм и социальная справедливость. Наука трактуется М. как суррогат религии, а учёные - как сословие новых жрецов. Поэтому М. призывает остановить научно-технический прогресс и возродить ценности средневековья, которое он ныне изображает 'золотым веком' человечества. Такая ретроградная позиция привела М. и к переоценке роли утопий. Если в 'Истории утопий' (1922) он усматривала них программу преобразования общества на справедливых началах, то в послевоенные годы М. считает утопию 'реализуемым кошмаром'.

Политические взгляды М. крайне противоречивы и непоследовательны. Выступления против 'холодной войны', в поддержку сосуществования двух систем, отстаивание буржуазно-демократических традиций от посягательств маккартизма и ультрареакционных кругов США, резкая критика с позиций либерализма засилья монополий, бюрократизации общества, подавления личности сочетаются у М. с откровенным антикоммунизмом.

Соч.: The culture of cities, L., 1946; In the. name of sanity, N. Y., 1954; The transformations of man, N. Y., 1956; The city in history, N. Y., 1961; The story of utopias, N. Y., 1962; Technics and civilization, N. Y., 1963; The myth of the machine, v. 1-2, N. Y., 1967-70; в рус. пер. - От бревенчатого дома до небоскреба, М., 1936.

Лит. : Осипов Г. В., Техника и общественный прогресс, М., 1959; Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии, М., 1960.

Э. А. Араб-оглы.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.