Значение МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ

- третий Рим', политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория 'М. - т. Р.', изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от 'истинной веры', является Московская Русь - 'третий Рим' ('Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти'). Начав складываться в середине 15 в., теория 'М. - т. Р.' была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу .

Теория 'М. - т. Р.' была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16-17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория 'М. - т. Р.' служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория 'М. - т. Р.' содержала и реакционные черты - 'богоизбранности' и национальной исключительности.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.