(от моно... и греч. thelema - воля), сторонники религиозно-философского учения, сложившегося в 7 в. в Византии. По учению М., Христос обладал двумя природами (человеческой и божественной), но одной волей и одной 'энергией' (богочеловеческой); самостоятельность человеческой воли Христа исчезала в результате поглощения сё божественной волей. Учение М. возникло как компромисс между ортодоксальной догмой, принятой на Халкидонском соборе, и монофиситами . Виднейшие М.: Сергий, патриарх константинопольский (610-638), Кир, епископ Фасиса, Феодор, епископ Фарана (Синайский полуостров). Учение М. было официально одобрено в 'Экфесисе' 638 императора Ираклия. Против М. выступил Максим Исповедник , утверждавший, что человеческая воля Христа сохраняла самостоятельное бытие и лишь в акте свободного выбора подчинялась божественной воле. Император Констант II в 'Типосе' 648 предложил компромиссное решение, запрещавшее употреблять спорные формулы. М. были осуждены как еретики папой Мартином I на Латеранском соборе в 649, а в 680-681 их осудил и Константинопольский (6-й Вселенский) собор. С разгромом М. утвердилось мистическое учение о двух природах и двух волях Христа.
Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы VI, VII и VIII вв., 3 изд., СПБ, 1904; Beck Н. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Munch., 1959, S. 292-95, 430-33.
А. П. Каждан.