Значение слова МОНИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МОНИЗМ

(от греч. monos - один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы ('субстанции') всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположность М. - дуализм , признающий два независимых начала, и плюрализм , исходящий из множественности начал. М. первоначально имел форму наивного представления о 'первовеществе', из которого возникли все вещи, например 'вода' (у Фалеса), 'огонь' (у Гераклита). Главную проблему философского М. составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистический М. выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалистическому М. Разновидностью последнего является т. н. 'нейтральный М.' ( махизм , эмпириомонизм и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из 'нейтрального' начала (например, у Э. Маха - из 'элементов'). Идеалистический М., сталкиваясь с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования 'сотворения' мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике. Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанций, не может объяснить согласования физических и психических процессов в поведении человека (Р. Декарт ) . В противоположность идеалистическому М. и дуализму материалистический М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизический материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистического М. до понимания общественной жизни. Высшей и единственно последовательной формой М. является диалектический материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Введение в философию категории практики позволило рассмотреть противоположности материального и идеального как исторически возникающие и превращающиеся друг в друга, объединить в едином воззрении учение о бытии и о познании, довести здание материализма 'до верху', придать ему действенный характер, создать единую методологию революционного мышления и революционного действия. Целостность учения марксизма-ленинизма - образец монистического развития теории. Диалектико-материалистический М. - не только мировоззренческий, но и логико-методологический принцип, требующий от теории раскрытия внутреннего единства и связи явлений, последовательного проведения определённой точки зрения на факты, систематического восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его особым проявлениям.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, М., 1949; Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А., 1968.

Л. К. Науменко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.