Христос (от др.-евр. машиах, буквально - помазанник; в пер. на греч. - Christos), в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом спаситель, долженствующий навечно установить своё царство. Представления о магической силе помазания освященным маслом существовали на Востоке с древности повсеместно, в том числе как часть обряда возведения царя на престол. В древнейших книгах Ветхого завета слово 'М.' означает: царь или, в переносном смысле, идеальный государь; жрец. В период т. н. Вавилонского плена (586-538 до н. э по новейшим данным, 587-538 до н. э.) в связи с гибелью Иудейского царства появляется идея о будущем царе из рода Давида . Возможно, эта идея возникла под влиянием зороастризма , в котором существовал образ будущего 'спасителя' - саошианта, потомка Заратуштры.
Конкретная личность М. была для верующих неясна - он представлялся то как божественное предвечное существо, отождествляемое с архангелом Михаилом, то как 'сын человеческий', т. е. как человек-учитель, реформатор, то как жрец - потомок мифического жреца Мельхиседека.
Вера в М. занимала важное место в идеологии иудейской секты ессеев-кумранитов (эссенов): основатель секты, т. н. учитель праведности, видимо, понимался как М. В народных движениях против римского гнёта (Иудейские войны 66-73, 132-135) вожди восстаний (Иоханан из Гихсалы, Симон бар Гиора, Бар-Кохба ) объявляли себя М.; после поражения восстания вера в ожидаемого М. теряет прежнее значение, однако в эпохи особо тяжёлого положения народных масс (например, в средние века) предводители народных движений снова выдают себя за М. В современном иудаизме вера в единичного М. не имеет существенного значения.
Христиане с самого начала объявили мессией (Христом) основателя своей религии: Иисус считался потомком царя Давида, с ним связывалась иудейская мессианистическая терминология: 'царь иудейский', 'господь' - греч. kyrios 'господин' - 'сын человеческий'. Но понятие 'М.' в христианстве было перенесено из политической и социальной сферы в религиозно-этическую: М.-Христос трактуется как спаситель от первородного греха, свойственного человечеству, 'от царства Сатаны', а не как избавитель от экономических и политических бедствий. При этом, хотя М.-Христос объявляется уже явившимся и искупившим своей смертью грехи человечества, христиане в то же время верят в его 'второе пришествие' для установления вечного 'царства божьего' на всей земле. 'Спасение' всё отчётливее понимается эсхатологически, т. е. как имеющее быть не в историческое время, а в 'конце времён'.
В переносном смысле понятия 'М.' и 'мессианство' ('мессианизм') прилагаются и к ожидаемым в будущем спасителям также в других религиях (особенно в исламе, где мессианизм имеет прямое иудео-христианское происхождение). В мусульманских странах мессианизм распространялся в форме учения о махди (арабский). Так, например, Мухаммед Ахмед, предводитель восстания в Судане в конце 19 в. против иностранных колонизаторов, объявил себя махди ( Махди Суданский).
Мессианство во всех его формах, объективно являвшееся результатом тяжёлого положения народа и в то же время возлагавшее надежды лишь на божественного избавителя, нередко служило средством отвлечения народных масс от активной борьбы за свои интересы.
А. П. Каждан.