(латинское meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной характеристикой М. В психологическом аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний).
В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактикопропедевтических и тому подобных) вызывание и протекание М., как правило, связаны с определённой последовательностью умственных актов, складывающихся в естественный процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение М. семантически связано с понятиями 'ум' и 'думание' одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознательного намерения (санскрит dhyana, русское 'думанье', древнегреческое medomai - 'размышляю', английское musing - 'дремотное мечтание' и т. п.).
Методики М. различаются наборами технических приёмов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое развитие и конкретную тематическую направленность М. получила в индийской и буддийской йоге (как одно из основных средств достижения религиозного освобождения), в античном 'философском экстазе' платоников и неоплатоников (причём у первых она выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления, в частности математического), в православном 'умном делании' ('Логос-медитация', или 'Иисусова молитва'), в 'экзерцициях' (духовных упражнениях) иезуитов, в учении о 'пути' мусульман-суфиев, а также в некоторых школах современного психоанализа (К. Г. Юнг ), ставящих целью интеграцию личности.
Лит.: Джемс В., Многообразие религиозного опыта, перевод с английского, М., 1910; Thurston Н., The physical phenomena of mysticism, Chi.,1952: Evans-Wentz W. Y., Tibetan Yoga and secret doctrines, L. - Oxf., 1967.
А. М. Пятигорский.