(франц. marche, нем. Marsch, итал. marcia), музыкальный жанр, служащий для обеспечения синхронного движения большого числа людей (движение войск в строю, различного рода шествия). М. отличаются строго размеренным темпом, чётким ритмом. Обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4, и 6/8. Для М. типична трёхчастная репризная форма (см. Музыкальная форма ). Музыка крайних частей, как правило, носит бодрый, мужественный, активный характер, средняя часть (трио) выделяется своей напевностью. Распространение М. получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки . Помимо организации движения войск, М. призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Основные разновидности военного М. - строевой, походный и встречный М. Особую разновидность представляет похоронный, или траурный, М. Уже на относительно раннем этапе развития М. вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания. М. встречаются в операх Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Р. Вагнера, Дж. Верли, Дж. Пуччини, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и других, среди инструментальных сочинений И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Э. Грига, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и других. Яркие образцы траурного М. имеются у Л. Бетховена, Ф. Шопена, Г. Малера. Развивая лучшие традиции маршевой музыки, советские композиторы внесли большой вклад в её развитие. В числе авторов советских военных маршей - С. А. Чернецкий, Н. П. Иванов-Радкевич, В. С. Рунов, Ю. А. Хайт, А. И. Хачатурян, В. М. Блажевич и другие. Концертные марши написали М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и другие.
Х. М. Хоханян.