Значение МАРКОВИЧ СВЕТОЗАР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МАРКОВИЧ СВЕТОЗАР

(Маркови·) Светозар (9.9.1846, Заечар, - 26.2.1875, Триест), сербский революционнsq демократ, идейный предшественник сербской социал-демократии, философ-материалист, публицист и литературный критик. Родился в семье мелкого чиновника. Получил высшее техническое образование в Белграде (1863-66), Петербурге (1866-69), Цюрихе (1869-70). Участвовал в русском революционном движении, был близок к подпольной петербургской организации 'Сморгонская академия'. В Швейцарии был агентом-корреспондентом русской секции 1-го Интернационала. С лета 1870 в Сербии развернул пропаганду социалистических идей среди учащейся молодёжи. Издавал первую на Балканах социалистическую газету 'Раденик' (1871-72); был редактором газет 'Jaвност' (1873 - 74), 'Ослобо-е°е' (1875). М. - родоначальник революционного направления в сербской общественной мысли. На его мировоззрение большое влияние оказали идеи русских революционных демократов (особенно Н. Г. Чернышевского). Теоретической основой революционных взглядов М. была материалистическая философия, изложенная им в сочинении 'Реальное направление в науке и жизни' (1871-72). Видя в трудах Ч. Дарвина, И. М. Сеченова и других естествоиспытателей доказательство того, что человеческое мышление производно от движения материи, М., однако, не мог окончательно преодолеть ограниченность антропологического материализма. В объяснении общественных явлений оставался идеалистом. Двигателем исторического развития М. считал народ, выступал за уничтожение монархии и установление демократической республики посредством крестьянской революции, за реорганизацию государственной и общественной жизни Сербии на началах широкого самоуправления. Полагал, что переход к социализму возможен через полупатриархальную общину-задругу (в чем сказались взгляды М. как утопического социалиста). Был сторонником национально-освободительной революции югославянских народов и создания федерации свободных равноправных республик на Балканах. Многие литературно-критические работы М. ('Поэзия и мышление', 1868; 'Реализм в поэзии', 1870; 'Народ и писатели', 1872, и другие) положили начало материалистической эстетике в Сербии и критическому реализму в сербской литературе. М. выступал против безыдейной поэзии, критиковал метафизические принципы буржуазных эстетов.

Соч.: Целокупна дела, св. 1-8, Београд, 1892-1912: Сабрани списи, 1-4, Београд, 1960-65; в русском переводе - Избранные сочинения, М., 1956.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 462-73; Вулети· I., Светозар Маркови· и руски революционарни демократи, Нови Сад, 1964.

В. Г. Карасёв.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.