одна из основных школ классического индийского танца; также название танца. Школа возникла в Манипуре (на северо-востоке Индии) в 13-14 веках. Основана на теории танца, изложенной в древних трактатах 'Лаитхак Лика Джагон', 'Говинда Сангит Лилавиласа' и других. М. - лёгкий грациозный танец, по сравнению с танцами других классических школ имеет меньше символических жестов и движений (мудра). Он близок народным образцам танцевального искусства Индии. В основе М. - танцевальные стили ласья (женственный и поэтический) и тандава (мужественный и энергичный). Танцы раннего периода вошли в культовый церемониал индуистских божеств Шивы и Парвати. С 15 века в танцах доминируют сюжеты из жизни Вишну-Кришны и Раха. Для танца характерно вокальное и инструментальное сопровождение, а также элементы драматического искусства. Высокая разработанность и техническое совершенство позволили на основе М. создать сложные развёрнутые музыкально-танцевальные представления, в их числе 'Лай Хароба', 'Рас Лила', 'Маха Рас', 'Васанте', 'Гопа Рас' и другие. Среди исполнителей: Синхадуш Сингх, Сурьямукха, Бабу Сингх и другие. Музыку для М. писали поэты и музыканты Индии Джаядева, Видояпати, Чинди Дас. Искусство М. высоко ценил Р. Тагор.
Лит.: DayаI L. R., Manipuri dances: lasya, lahari, Bombay - N. Y., [1951]; Гарг и Балвант, Театр и танец Индии, [перевод с английского], М., 1963.
М. П. Бабкина.