Значение МАЙОЛЬ АРИСТИД ЖОЗЕФ БОНАВЕНТЮР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МАЙОЛЬ АРИСТИД ЖОЗЕФ БОНАВЕНТЮР

(Maillol) Аристид Жозеф Бонавентюр (8. 12 . 1861, Баньюльс-сюр-Мер, Восточные Пиренеи, - 27 . 9 . 1944, там же), французский скульптор. Учился живописи в Школе изящных искусств в Париже (1882-1886). Испытал влияние П. Э. А. Гогена , был близок к группе 'наби'; в начале 1890-х годов выполнял эскизы для гобеленов и сам старался возродить их ручное производство. Со 2-й половины 1890-х годов самостоятельно обратился к скульптуре, создавая вначале небольшие станковые произведения, отмеченные архаизацией и упрощённым декоративизмом в духе стиля 'модерн' . В зрелый период творчества (с начала 1900-х годов), опираясь на древнегреческое наследие, и вместе с тем ,сохраняя современную жизненную конкретность образов, М. стремился к обобщенности и архитектонической ясности объёмно-пластических масс, добивался величавой гармонии мощных, иногда грузных форм и плавности линий силуэта ('Ночь', 1902-1909; 'Желание', 1905-1908; 'Венера с ожерельем', 1930). Изображая главным образом обнажённую женскую фигуру (мрамор, камень, бронза), воплощая в ней свой идеал прекрасного человека, М. в то же время передавал или ощущение созерцательного покоя (вызывающее мысль о глубинной связи эпох 'Средиземноморье', 1902-1905), или динамическое начало (символизирующая героический характер нации фигура 'Иль-де-Франс', 1920-1925). Подолгу работая над каждым произведением, М. стремился связать символическое содержание образов с современностью, а их художественное решение с окружающей средой (памятники павшим в 1-ю мировую войну, монументы в честь выдающихся людей конца 19 века). Могучая женская фигура 'Скованное действие' (бронза, 1906, Национальный музей современного искусства, Париж) раскрывает пафос жизни Л. О. Бланки, отданной борьбе; нимфа с лавровой ветвью, выражающая идею гармонии (1912-1925), олицетворяет цель исканий П. Сезанна. В произведениях, имеющих декоративный характер ('Помона', 'Река', 1939 - 43), важную роль играет чувственное начало, выявление единства человека и природы. М. известен как мастер мелкой пластики и рисовальщик (эскизы скульптур и оригинальные рисунки); занимался также гравюрой и литографией. Его гуманистическое и реалистичное по своей сути искусство оказало большое влияние на многих крупных скульпторов 20 века.

Лит.: Терновец Б., Майоль, М., 1935; Чегодаев А., Аристид Майоль, 'Искусство', 1962, | 1; Claudel J., A. Maillol, sa vie, son oeuvre, ses idees, P., 1937; Rewald J., The wood-cuts of A. Maillol, N. Y., 1943; George W., A. Maillol, Neuchatel, 1964.

К. Г. Богемская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.