Значение ЛЫСЕНКО НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛЫСЕНКО НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Николай Витальевич [10(22).3.1842, село Гриньки, ныне Глобинского района Полтавской области, - 24.10(6.11).1912, Киев], украинский композитор, дирижёр, педагог, фольклорист, основоположник национальной музыкальной школы. В 1864 окончил университет в Киеве, в 1867-69 прошёл курс Лейпцигской консерватории по классу фортепьяно и композиции; в 1874-76 совершенствовался в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинские народные песни. В 1904 на средства прогрессивной общественности открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу (с 1918 - Высший музыкально-драматический институт его имени), где учились многие видные представители украинского искусства. Как композитор был убеждённым последователем 'Могучей кучки' , претворял в своём творчестве реалистические принципы русской музыкальной школы на основе украинского фольклора. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы - 'Рождественская ночь' (2-я редакция 1882, Харьков), 'Утопленница' (1885, Харьков, на сюжет 'Майской ночи' Н. В. Гоголя); оперетту 'Черноморцы' (1872). Огромную популярность приобрела его опера 'Наталка Полтавка' (1889, Одесса, по И. П. Котляревскому), построенная на обработках народных песен. Вершина оперного творчества Л. - героико-романтическая опера 'Тарас Бульба' (1890, поставлена 1924, Харьков, по одноимённой повести Гоголя). Беспощадной сатирой на царское самодержавие явилась опера 'Энеида' (1911, Киев, по Котляревскому). Творчество Л. протекало в различных жанрах. Автор цикла 'Музыка к LКобзарю'' Т. Г. Шевченко, включающего разнообразные вокальные жанры от песен до развёрнутых музыкально-драматических сцен; многих романсов и песен на слова И. Франко (в том числе гимн 'Вечный революционер' - отклик на революционные события 1905-07), Л. Украинки, А. Олеся, М. Старицкого, Г. Гейне, А. Мицкевича, обработок народных песен, камерно-инструментальных произведений и исследований, посвященных украинской народной музыке.

Соч.: Характеристика музичних особливостей укра©нських дум и пiceнь, виконуваних кобзарем Вереса|м, Ки©в, 1955; Народнi музичнi iнструменти на Укра©нi, 2 изд., Ки©в, 1955; Про народну пicню i про народнicть в музицi, Ки©в, 1955; Листи, Ки©в, 1964.

Лит.: Гозенпуд А., Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура, М., 1954; Лысенко О. Н., Микола Лысенко. Воспоминания сына, М., 1960; Архiмoвич Л., Гордiйчук М., М. В. Лисенко, Ки©в, 1963.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.