Значение ЛОНДОН ДЖЭК в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛОНДОН ДЖЭК

(London) Джэк (настоящее имя - Джон Гриффит, Griffith) (12.1.1876, Сан-Франциско, - 22.11.1916, Глен-Эллен, близ Сан-Франциско), американский писатель. Л. - фамилия его отчима, разорившегося фермера. В юности переменил множество случайных профессий. В 1893 простым матросом отправился в первое морское путешествие (к берегам Японии). В 1894 примкнул к походу безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за бродяжничество. В 1895 вступил в Социалистическую рабочую партию США; в 1901-16 член Социалистической партии США. Самостоятельно подготовился и успешно сдал экзамены в Калифорнийский университет, но, не имея достаточных средств, ушёл после 3-го семестра. Зиму 1897-98 Л., захваченный 'золотой лихорадкой', провёл на Аляске. В 1899 начал публиковать северные рассказы, вошедшие в сборники 'Сын волка' (1900), 'Бог его отцов' (1901), 'Дети мороза' (1902) и другие, к которым тематически примыкают роман 'Дочь снегов' (1902) и талантливые повести о животных 'Зов предков' (1903) и 'Белый клык' (1906). В северных рассказах Л. противопоставляет буржуазной цивилизации мир нетронутой природы. Однако вера в благодетельную, очищающую природу сочетается у Л. с преклонением перед техническими и культурными достижениями цивилизации и возвеличением англо-саксов, несущих эту цивилизацию 'отсталым' народам. Отдавая дань увлечению Г. Спенсером и Ф. Ницше, Л. в известной степени поэтизирует 'право сильного'; в его ранних рассказах зачастую выдвигается превосходство белых пришельцев над 'краснокожими'. Лишь постепенно писателю открывается трагедия разоряемой Аляски и коренного населения Америки - индейцев. В отличие от откровенных хищников, положительный герой северных рассказов Л. - волевой, мужественный человек, готовый прийти на помощь товарищу, способный на большую и настоящую любовь. Благородство человеческой натуры, яркий мир экзотики и приключений выделяют и произведения Л. на 'морскую' тему, где, впрочем, сохранились неизжитые противоречия в мировоззрении писателя. Роман 'Морской волк' (1904, русский перевод 1911) - сложное, противоречивое произведение, содержащее осуждение индивидуализма и ницшеанской философии 'сверхчеловека'. Большой разоблачительной силы достигает критика экспансионистской политики американского империализма в сборнике 'Рассказы южных морей' (1911).

После знакомства Л. с романом М. Горького 'Фома Гордеев' (его отзыв о романе напечатан в 1901) в творчестве Л. всё настойчивее звучит голос в защиту угнетённых. 'Люди бездны' (1903, русский перевод под названием 'На дне', 1906) - книга о страшной судьбе бедняков Ист-Энда в Лондоне, который писатель незадолго до этого посетил. Л. также мастер репортажа, документального очерка; несколько раз был корреспондентом на театрах военных действий. Восторженно встретив русскую революцию 1905-07, Л. ездил с лекциями по стране, выступая перед рабочей и студенческой аудиторией; в печати появился цикл публицистических статей Л. о классовой борьбе в США (позднее объединены в сборники 'Война классов', 1905, и 'Революция', 1910). В романе 'Железная пята' (1908, русский перевод 1912) писатель дал острую критику финансовых и промышленных королей. Пафос этого публицистического романа-утопии - борьба за социальное переустройство мира, во имя чего отдают свои жизни профессор революционер Эрнст Эверхард и его соратники.

В обстановке спада революционных настроений и наступления реакции в США появляется роман Л. 'Мартин Иден' (1909, русский перевод 1912), в котором особенно заметно влияние М. Горького. Л. отстаивает право писателя на отображение 'грубой' правды жизни, на активное вмешательство в действительность. Впервые в американской литературе Л. поднял тему 'умерщвления' таланта. Мартин Иден одинок, его трагедия - в неумении найти своё место в борьбе народа за освобождение. В 1919 В. В. Маяковский инсценировал этот роман ('Не для денег родившийся') и сыграл в фильме главную роль. После 1910 Л. отходит от политической деятельности. Незадолго до смерти он вышел из Социалистической партии США, утратив веру в её 'боевой дух', как сказано в его заявлении. За некоторыми исключениями (пьеса 'Кража', 1910, новелла 'Мексиканец', 1911), произведения Л. 1911-16 по художественным достоинствам намного слабее предыдущих, порой откровенно потакают обывательским вкусам. Произведения этих лет - 'Время не ждет' (1910), 'Лунная долина' (1913), 'Маленькая хозяйка большого дома' (1916, русский перевод 1924), 'Сердца трёх' (1920) отражают попытку писателя представить 'возвращение к природе' как разрешение всех социальных проблем. Последние годы жизни Л. страдал тяжёлой болезнью.

Писатель-борец, новатор темы и формы, Л. много сделал для утверждения реалистических традиций в современной американской литературе. Один из зачинателей пролетарской литературы на Западе, Л. завоевал всемирное признание, его книги переведены на многие языки.

Соч.: Selected stories, N. Y., 1930; The assassination bureau, N. Y., 1963; Letters from Jack London, N. Y., 1965; в русском переводе - Полное собрание сочинений, т. 1-24, М. - Л., 1928-29; Собрание сочинений, т. 1-14, М., 1961.

Лит.: Богословский В. Н., Дж. Лондон, М., 1964; Стоун И., Моряк в седле, М., 1960; Фонер Ф., Джек Лондон - американский бунтарь, М., 1966; Джек Лондон. Биобиблиографический указатель. [Составитель Б. М. Парчевская], М., 1969; London Ch., The book of Jack London, v. 1-2, N. Y., 1921; London Joan, Jack London and his times, N. Y., 1939; Garst Sh., Jack London, magnet for adventure, N. Y., 1945; O-Connor R., Jack London, L. - Boston - Toronto, 1964; Woodbridge Hensley C. [a. o.]. Jack London: a bibliography, Georgetown (Calif.), 1966.

И. М. Баданова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.