Значение слова ЛОГОС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛОГОС

(греч. logos), термин древнегреческой философии, означающий одновременно 'слово' (или 'предложение', 'высказывание', 'речь') и 'смысл' (или 'понятие', 'суждение', 'основание'); при этом 'слово' берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и 'смысл' понимается как нечто явленное, оформленное и постольку 'словесное'. Из бытовой сферы в понятие 'Л.' вошёл ещё момент чёткого числового отношения - 'счёта', а потому и 'отчёта' (logon didonai - 'отдавать отчёт'). Л. - это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен 'отдавать отчёт', и сама эта 'отчитывающаяся' деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

Термин 'Л.' введён в философский язык Гераклитом , который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого 'слова', чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Л. как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Л., как и подобает слову, 'окликает' людей, но они, даже 'услышав' его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше 'общего' и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства 'всё течёт', вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остаётся Л. - ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения; т. о., благодаря понятию Л. гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Л. представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о дао .

У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов , у Платона и Аристотеля термин 'Л.' утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Л., описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т. н. 'семенных Л.'), от которых в инертной низшей материи 'зачинаются' вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает её натуралистико-материалистических аспектов: Л. оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувствственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации Л. как 'слова', которое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие 'Л.' давно уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и 'живого' бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Л. есть 'образ бога' и как бы 'второй бог', посредник между потусторонностью бога и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина 'Л.' определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна - 'В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог'; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и 'вочеловечение' Л., который принёс людям откровение и сам был этим откровением ('словом жизни'), самораскрытием 'бога незримого'. Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Л. богу-отцу, чьё 'слово' он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы .

Некоторые русские философы-идеалисты (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский ) употребляли термин 'Л.' как обозначение 'цельного' и 'органического' знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.

Лит.: Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории, 2 изд., М., 1906; Лосев А. Ф., История античной эстетики, [т. 1], М., 1963; Kelber W., Die Logos-lehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958.

С. С. Аверинцев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.