(псевдоним - Эль Лисицкий) Лазарь Маркович [10(22).11.1890, с. Починок, ныне Смоленской области, - 30.12.1941, Москва], советский архитектор, художник-конструктор, график. Учился на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте (ныне в ФРГ; 1909-14) и в Рижском политехническом институте в Москве (1915-16). Преподавал в Народной художественной школе в Витебске (1919-20), московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926); был членом Инхука (с 1920). В мастерской Л. выполнен проект 'Ленинская трибуна' (1920-24). В 1921-25 жил в Германии и Швейцарии; был членом голландской группы 'Стиль' . Архитектурная деятельность Л., подготовленная серией экспериментальных проектов 'Проуны' ('Проекты утверждения нового'; 1919-24), заключалась в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты 'горизонтальных небоскрёбов' для Москвы, 1923-25), в активном участии в работе объединения Аснова и ряде архитектурных конкурсов 20-х гг. (проекты: Дома текстилей, 1925, и комбината газеты 'Правда', 1930, для Москвы; жилых комплексов для Иваново-Вознесенска, 1926). Л. выполнил в духе супрематизма ряд агитационных плакатов ('Клином красным бей белых!', 1920, и др.), разрабатывал проекты трансформируемой и встроенной мебели (1928-29), утверждал новые принципы выставочной экспозиции, понимая её как единый организм (советские павильоны на зарубежных выставках 1925-34; Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве, 1927), и решения сценического пространства (работы для театра). В области книжного оформления Л. обосновывал на практике метод визуально-пространственного конструирования книги, используя скупую орнаментику, контрастное сопоставление типографских шрифтов, новые средства полиграфии (фотомеханический и др.), возможности фотомонтажа ('Хорошо!' Маяковского, оформление журнала 'СССР на стройке', 1932-41, и ряда фотоальбомов 30-х гг.).
Соч.: Rubland. Architektur fur eine Weltrevolution, В., 1965.
Лит.: Искусство книги, в. 3 . 1958-1960, [М., 1962], с. 145-68; Lissitzky-Kuppers S., El Lissitzky..., Dresden, 1967.
С. О. Хан-Магомедов.