Значение ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР

жанр (вид) литературно-художественного произведения сочетающие признаки эпоса и лирики ; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического 'я'. Связь двух начал может выступать как единство темы (революция - тема интимных излияний и эпического повествования в 'Хорошо!' В. В. Маяковского), как психологическая мотивировка (лирический комментарий в 'За далью - даль' А. Т. Твардовского), как элемент художественной концепции (лирическая тема в 'Евгении Онегине' А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои - 'невольники' чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений . Промежуточные между лирикой и эпосом художественного образования имели место в античной, средневековой, классицистической литературах (ода, сатира, баллада). Расцвет Л.-э. ж. происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика ('Сентиментальное путешествие' Л. Стерна) и ниспровергаются жанрово-родовые каноны (образец - 'Люцинда' Ф. Шлегеля). Наиболее характерным для Л.-э. ж. в 19-20 вв. является жанр поэмы . По отношению к прозаическим произведениям Л.-э. ж. чаще употребляется термин 'лирическая проза'; последняя широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, А. Камю, И. Бобровский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский).

М. Н. Эпштейн.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.