Значение ЛИ ХВАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛИ ХВАН

Хван (псевдоним - Тхвеге и Тхведоон) (1501, Онгери, пров. Кёнсан-Пукто, - 1570), корейский мыслитель и литератор, один из крупнейших теоретиков сунского конфуцианства . Был придворным учёным; после 'гонения на учёных' (1545) уехал в провинцию. Философские взгляды Л. Х. изложены в сочинениях 'Общий свод учения о -ли| в периоды Сун, Юань и Мин', 'Толкование -Книги перемен| для юношества', 'Извлечения из сочинений Чжу Си' и др. Истинным Л. Х. считал только учение китайского конфуцианца Чжу Си , а буддизм и даосизм - ересями. Отстаивал учение о примате идеального первоначала 'ли' над материальным 'ци'; в гносеологии, в противовес концепции Ван Ян-мина о 'единстве знания и действия', выдвинул идею о том, что 'знание предшествует действию'. Теория Л. Х. о 'четырёх постоянствах' как проявлении идеального 'ли' и 'семи эмоциях' как проявлении материального 'ци' была предметом полемики среди корейских конфуцианцев в течение трёх веков. Суть этих учений сводилась к утверждению 'врождённого характера' норм феодальной этики. Л. Х. разработал проект сельской общины как органа местного самоуправления, направленный на консервацию феодальных порядков. Во многом содействовал распространению идей Чжу Си в Корее и Японии. Последователи Л. Х. образовали идеалистическое направление 'чурипха' в корейской философии. Неоднократно переиздававшиеся сочинения Л. Х. ('Тхвеге чип', 68 кн.) стали с 16 в. официальной идеологической доктриной правящей династии Ли (до её падения в 1910).

Л. Х. известен и как литератор, автор большого числа стихов на китайском языке и прозаических сочинений.

Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, т. 1, М., 1966, с. 158 - 178; Тягай Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971; Хён Сан Юн, Чосон юхан са, Сеул, I960, с. 83-103; Пак Чон Хон, Тхвеге ёнгу, Сеул, 1965.

Л. Р. Концевич.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.