Значение ЛЕОНОВ ЛЕОНИД МАКСИМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛЕОНОВ ЛЕОНИД МАКСИМОВИЧ

Леонид Максимович [родился 19(31).5.1899, Москва], русский советский писатель, академик АН СССР (1972), заслуженный деятель искусств РСФСР (1949), Герой Социалистического Труда (1967). Воспитывался в семье деда, мелкого торговца. Печататься начал в 1915 в газетах Архангельска, куда был сослан его отец, поэт М. Л. Леонов. В 1920 - в Красной Армии, участвовал в боях на Южном фронте, работал в военных газетах. В 1922 опубликовал прозаическую сказку 'Бурыга', затем первую книгу рассказов (1923) и повести 'Петушихинский пролом' (1923), 'Конец мелкого человека' (1924). В 1924 вышел первый роман Л. 'Барсуки' - крупное эпическое полотно, изображавшее предреволюционное московское мещанство и драматические эпизоды революционной борьбы в деревне. Глубокое знание старорусского бытового уклада дало возможность Л. создать яркие образы деревенских искателей правды, показать характеры городских торговцев и ремесленников. Пафос романа - в раскрытии неизбежности победы социалистических сил в деревне. Реализм и мастерство автора 'Барсуков' были высоко оценены М. Горьким и А. В. Луначарским. В философском романе 'Вор' (1927), написанном на материале наблюдений над социальным дном нэповского города, в повестях 'Провинциальная история' и 'Белая ночь' (обе - 1928), в 'Необыкновенных рассказах о мужиках' (1928), в пьесах 'Унтиловск' (1928) и 'Усмирение Бададошкина' (1929) были продолжены и развиты антимещанские мотивы 'Барсуков'. Одновременно, в 1928-29, Л. начал работу над романом 'Соть' (1930) - одним из первых в советской литературе произведений о трудовом героизме народа, строящего социализм, о превращении глухих окраин России в индустриально развитые районы. Главный герой романа - коммунист Увадьев, энергичный организатор строительства. В романах Л. 'Скутаревский' (1932) и 'Дорога на океан' (1935) большое место занимает художественное исследование идейной и психологической перестройки старой интеллигенции, принявшей участие в революционном преобразовании страны, изображение острой идеологической и классовой борьбы в её среде. В 'Дороге на океан' ведущую роль играет образ коммуниста - организатора, философа и мечтателя, отдающего жизнь строительству коммунистического будущего.

В конце 30 - начале 40-х гг. Л. выступает в основном как драматург: пьесы 'Половчанские сады', 'Волк' (обе - 1938), 'Метель' (1939), 'Обыкновенный человек' (1941). Первым откликом Л. на Великую Отечественную войну 1941-45 явилась пьеса 'Нашествие' (1942; Государственная премия СССР, 1943), за которой последовали пьеса 'Лёнушка' (1943) и повесть 'Взятие Великошумска' (1944). Широкое звучание в военные годы приобрела патриотическая публицистика Л. После окончания войны писатель приступил к созданию романа 'Русский лес' (1953; Ленинская пр., 1957) - крупнейшего своего произведения, посвященного борьбе советских людей с фашизмом и сложным нравственным проблемам современности. Многолетняя история борьбы в русской науке о лесе, рассказ о двух типах учёных становится в многоплановом повествовании 'Русского леса' страстной исповедью писателя, выражением его главных жизненных и творческих идей, где первое место занимает идея действенного и ответственного патриотизма, основанного на глубоком проникновении в дух национальной культуры и подкрепленного практическим участием в народной жизни. Здесь находят завершение долгие поиски Л. новой формы романа, сочетающей реалистическую достоверность и точность психологических мотивировок с эпической обобщенностью картин народной жизни и глубоким лиризмом повествовательного стиля. В 'Русском лесе' особенно очевидно органическое соединение традиционности леоновского изображения, тесно связанного с реализмом и гуманизмом русской классической литературы, с оригинальным использованием художественного опыта 20 века. Особенно важное место в образной системе романа занимают реалистические символы и ёмкие метафоры.

Во 2-й половине 50 - начале 60-х гг. Л. возвратился к старым замыслам, создал новые варианты пьесы 'Золотая карета' (1946, 2-я редакция 1955, 3-я - 1964), в 1952 - новое, коренным образом переработанное издание романа 'Вор', в 1963 - новую редакцию пьесы 'Метель' и в 1964 - 'Нашествия'. Л. доработал написанную в 1938 повесть о русской эмиграции 'Evgenia lvanovna' (1963). С темами антивоенной публицистики Л. связан его сатирический кинопамфлет 'Бегство мистера Мак-Кинли' (1961). Писатель ведёт активную общественную деятельность как борец за мир. Выступает в защиту природы; активно участвует в обществе охраны памятников истории и культуры. Произведения Л. переведены на многие иностранные языки. Л. - депутат Верховного Совета СССР 2-7-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Собр. соч. [Вступ. [Вступ. ст. Д. Горбова], Л., 1928-30; Собр. соч.1 т. 1-5, Хар. - М. - Л., 1928 [Предисл. В. Ковалева], т. 1 - 6, М., 1953 - 55; Собр. соч. [Предисл. Е. Стариковой], т. 1-9, М., 1960-62; Собр. соч. [Вступ. ст. Е. Суркова], т. 1-10, М., 1969-72.

Лит.: Богуславская З., Леонид Леонов, М., 1960; Власов Ф., Поэзия жизни, М., 1961; Финк Л., Драматургия Леонида Леонова, М., 1962; Ковалев В., Реализм Леонова, Л., 1969; его же. Новые зарубежные труды о Леонове, 'Русская литература', 1973, | 1; Творчество Л. Леонова. Сб. ст., Л., 1969; Щеглов М., 'Русский лес' Леонида Леонова, в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1971; Старикова Е., Леонид Леонов, М., 1972; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 2, Л., 1964.

Е. В. Старикова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.