Значение КРЫМОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КРЫМОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

Николай Петрович [20.4(2.5).1884, Москва, - 6.5.1958, там же], советский живописец-пейзажист и театральный художник. Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904-11). Участник выставки 'Голубая роза' (1907), член Союза русских. художников (с 1910). Преподавал во Вхутемасе (1920-22) и Художественном училище памяти 1905 года (1934-39). В конце 1900-х - 1910-е гг. создавал яркие по колориту, декоративно-обобщённые композиции (вначале динамизированные, а затем гармонически-спокойные), стилизованные в духе примитива, позже - гобелена и классицистического пейзажа ('Гроза', 1908, 'Жёлтый сарай', 1909, - обе в Третьяковской галерее; серия 'Купальщицы', серия 10-х гг.). С начала 20-х гг. окончательно перешёл к изображению устойчивых состояний природы, разрабатывая на основе их тщательного анализа свою 'систему тона' (согласно которой цвет выявлял не материальную структуру, а только степень освещённости предметной формы). Стремясь к созданию синтетического пейзажа-картины, К. добивался эмоционального единства образного строя ('Речка', 1926, 'Утро в Центральном парке...', 1937, 'Летний день в Тарусе', 1939-40, - все в Третьяковской галерее). Театральные работы К.: оформление спектаклей 'Горячее сердце' (1926) и 'Таланты и поклонники' (1933) А. Н. Островского, 'Унтиловск' Леонова (1928) - все три во МХАТе.

Лит.: Климова М. А., Н. П. Крымов, М., 1958; Н. П. Крымов - художник и педагог. Статьи, воспоминания, М., 1960; Сапего И., Чувство или логика- (Заметки о творчестве Н. П. Крымова), 'Искусство', 1965, | 2,

Большая советская энциклопедия, БСЭ.