Значение слова КЛАССИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КЛАССИКА

(от лат. classicus - образцовый). Первоначально 'классик' - относящийся к первому разряду, 'классу', высшей из пяти цензовых категорий, на которые, по преданию, были разделены граждане Древнего Рима. В метафорическом смысле ('элита') слово 'классики' было впервые употреблено Цицероном, а применительно к литературе - Авлом Геллием (2 в.). Гуманисты Возрождения , для которых 'избранниками' в области литературы и искусства были все античные писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т.п., называли их классиками. Такой же смысл вкладывали в слова 'классика', 'классики', 'классический' представители классицизма (называя 'классиками' и художников своего направления).

Науку, изучающую античную культуру на основе чтения и объяснения древних авторов, с 17-18 вв. стали обозначать термином 'классическая филология' (см. Филология ) .

В эпоху Возрождения начал складываться тип общего среднего образования, в основу которого положено изучение латинского и греческого ('классических') языков и античной ('классической') литературы - классическое образование . Тогда же стала зарождаться особая система выразительных средств хореографического искусства - классический танец .

Одновременно распространялось и широкое употребление понятий 'классика', 'классики', 'классический' в значении лучшего, совершенного, образцового, первого в своём роде. Так, классиками стали называть всех выдающихся мастеров литературы и искусства, творчество которых имеет непреходящую ценность не только для национальной, но и мировой культуры (У. Шекспир, Рафаэль, И. В. Гёте, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.). А под классическим искусством подразумевают не только творения художников древнегреческой классики 5- 4 вв. до н. э. и Высокого Возрождения конца 15-начала 16 вв., к которым традиционно прилагается этот термин, но и искусство периодов расцвета в той или иной стране (например, классическая литература 8 в. в Китае, классическая опера 19 в. в России и т.п.).

Широкому толкованию классического свойствен и дополнительный смысловой оттенок - показательный, характерный, представительный, типичный. Так, говорят о 'классическом французском романе 19 века', имея в виду определяющие для литературы эпохи реалистические произведения Стендаля, О. Бальзака, Г. Флобера и др.; о 'классической венской оперетте', подразумевая творчество И. Штрауса-сына, Ф. Легара, И. Кальмана и т.д. Столь же условны термины 'классическая манера', 'классическая традиция' и т.п.

Определение 'классический' нередко выступает как синонимичное 'зрелому', 'завершенному' (К. Маркс в работе 'К критике политической экономии' прямо отождествляет 'полную зрелость' исторического процесса с 'классической формой' последнего - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 497). Подобное толкование помогает понять содержание терминов классическая немецкая философия , классическая буржуазная политическая экономия , классическая школа уголовного права и др. Термин 'классическое естествознание' характеризует уровень науки о природе (общие принципы, систему взглядов, методы исследования) до научной революции 20 в. - в первую очередь в тех отраслях, где основные представления изменились коренным образом (например, классическая механика , классическая физика и др.).

Слово 'классический' может также в равной степени со значением образцового, совершенного содержать в себе значение 'первоначальности', 'программности', основоположения. В таком смысле, например, говорят о классиках марксизма-ленинизма - К. Марксе, Ф. Энгельсе, В. И. Ленине, о классиках естествознания - И. Ньютоне, Ч. Дарвине, Д. И. Менделееве, И. П. Павлове, А. Эйнштейне и др.

Г. В. Ховрина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.