Значение слова КИНОТЕАТР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КИНОТЕАТР

общественное здание (или часть его), оборудованное для показа фильмов. Современный К. в СССР и зарубежных странах представляет собой сложное сооружение. Основное помещение К. - зрительный зал с большим светоотражающим звукопрозрачным экраном (ширина до 30 м ) и установленными за ним мощными громкоговорителями. В крупных К. имеются система кондиционирования воздуха, акустически обработанные стены и потолок, декоративное освещение, кинопроекционный комплекс (за стеной зрительного зала) состоит из нескольких мощных универсальных кинопроекторов для демонстрации обычных и широкоэкранных звуковых фильмов на киноплёнке шириной 35 мм и широкоформатных стереофонических фильмов на киноплёнке шириной 70 мм, мощных электронных усилителей звуковых частот, электропитающих устройств, темнителей света, автоматической или полуавтоматической системы управления киносеансом и др.; имеются также фойе для зрителей, служебные помещения.

В 50-60-е гг. появились К. специальных видов кинематографа - стереокино (с объёмным изображением), круговая кинопанорама. Широкое распространение получают крупные киноконцертные залы на 2500-4000 мест универсального назначения, техническое оборудование и акустика которых обеспечивают постановку больших концертных программ и показ всех видов фильмов (обычных, широкоэкранных и широкоформатных). Среди таких залов в СССР: Октябрьский зал в Ленинграде (4000 мест), Центральный концертный зал гостиницы 'Россия' в Москве (3000 мест), гостиницы 'Украина' в Киеве (4000 мест), Дворец искусств в Ташкенте (2500 мест).

Один из самых крупных в мире залов многоцелевого назначения - Кремлёвский Дворец съездов в Москве (на 6150 мест), оборудованный комплексной звукотехнической системой для стереофонического воспроизведения звука и изменения акустических условий в различных режимах работы зала (съезды, концерты, оперные спектакли, показ кинофильмов) и мощной кинопроекционной аппаратурой, обеспечивающей показ всех современных видов фильмов на экране (ширина 27 м ) , смонтированном на металлической раме, выдвигаемой электроприводом на авансцену зала.

Наибольшее распространение получили К. средней вместимости (от 300 до 1000 зрительских мест). В СССР К. в специализированных зданиях насчитывается около 13 000, в зданиях другого назначения (дворцы культуры, клубы и др.) - несколько десятков тысяч. Общее количество К. в мире - около 100 тыс.

А. А. Хрущев.

Первые К. появились в конце 1900-х гг. Они почти не отличались от залов для собраний или концертов (К. на Ноллендорфплац в Берлине, 1910, архитектор О. Кауфман; 'Художественный' в Москве, 1910 гг., архитекторФ. О. Шехтель, и др.) В 20-е гг. строились разнообразные по архитектуре К. (неоклассические, в духе барокко, готики и др.), с традиционной театральной планировкой и пышным декором в интерьере ('Капитоль' в Берлине, 1925, архитектор Х. Пёльциг), и строго функциональные, отличающиеся максимальным удобством расположения мест в зрительном зале ('Универсум' в Берлине, 1928, архитектор Э. Мендельзон; 'Ударник' в Москве, 1928-31, архитектор Б. М. Иофан). Появились так называемыесуперкино (на 4000-5000 зрителей), с широким применением металлических конструкций, дававших возможность перекрытия больших пролётов (в Стамфорд-Хилле, Великобритания, 1928, и др.). С 1934 в Западной Европе строились здания меньших размеров (1200-2200 зрителей), упрощённых архитектурных форм и с уютными интерьерами ('Палас' в Чатеме, Великобритания, 1934).

Современные отдельно стоящие здания К. строги по форме, построены на контрасте глухих кубических объемов и больших остекленных поверхностей главных фасадов; глухие стены часто украшены мозаикой. Большое значение имеют декоративное освещение и реклама. Архитектурный облик фасадов находится в гармоническом единстве с лаконичным решением интерьеров.

Лучшие образцы советских К. - 'Октябрь' (1967, архитектор М. В. Посохин и др.), 'Россия' (1961, архитектор Ю. Н. Шевердяев и др.) - оба в Москве, 'Пионерис' в Риге (1961- 1962, архитектор Ю. Петерсон). Построенные в новых жилых районах здания К. способствуют организации городского пространства.

Лит.: Качерович А. Н. и Хомутов Е. Е., Акустика и архитектура кинотеатра, М., 1961; Гнедовский Ю., Савченко М., Кинотеатры. (Основы проектирования), М., 1968.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.