Значение КЕРУБИНИ ЛУИДЖИ КАРЛО ЗЕНОБИО САЛЬВАТОРЕ МАРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КЕРУБИНИ ЛУИДЖИ КАРЛО ЗЕНОБИО САЛЬВАТОРЕ МАРИЯ

(Cherubini) Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Мария (8 или 14.9.1760, Флоренция, - 15.3.1842, Париж), композитор, по национальности итальянец. Член института Франции (1815). Музыкальное образование завершил в Болонье (под руководством Дж. Сарти). В 1778 в Александрии была поставлена первая опера-сериа К. - 'Квинт Фабий'. В 1784-86 работал в Лондоне, затем обосновался в Париже. В годы Великой французской революции писал музыку для массовых празднеств, траурных церемоний, в том числе 'Гимн Пантеону', 'Гимн братству', марши для оркестра Национальной гвардии. С 1795 (со дня основания) один из инспекторов и преподавателей (с 1816 - профессор), с 1822 также директор Парижской консерватории.

Оперное творчество К. синтезирует лучшие национальные традиции итальянской оперы и принципы драматургии К. Глюка. К. - один из создателей нового музыкально-сценического жанра - 'оперы спасения'. Среди его опер - 'Лодоиска' (1791), 'Элиза' (1794), 'Медея' (1797), 'Два дня' (1800; в России - под назв. 'Водовоз') и др. Художник-новатор, К. в годы Реставрации и Июльской монархии переживал глубокий кризис. Из произведений этого периода лишь немногие (преимущественно духовные) достигают уровня сочинений революционных лет.

Лит.: Радиге А., Французские музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М., 1934; Александрова В., Луиджи Керубини, 'Советская музыка', 1960, | 10.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.