семья русских актёров. Андрей Васильевич К. [4(15).7.1774, Петербург, - 26.12.1831 (7.1.1832), там же], окончил Петербургское театральное училище (1794, занимался у И. А. Дмитревского). В 1791 дебютировал на сцене петербургского Большого театра (Гектор - 'Игрок' Реньяра). Играл роли молодых повес, позднее (с 1810) - 'благородных отцов'. С 1819 режиссёр петербургской драматической труппы. Оставил сцену в 1822. С 1794 до конца жизни вёл дневник - 'Журнал театральный', куда ежедневно заносил все события петербургской драматической сцены (хранится в институте рус. литературы - Пушкинский дом, Ленинград); фактические данные 'Журнала' были использованы П. Н. Араповым в 'Летописи русского театра' (1861).
Василий Андреевич К. [26.2(10.3).1802, Петербург, 13(25).3.1853, там же], сын Андрея Васильевича К. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством занимался с А. А. Шаховским и П. А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия В. А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, К. Ф. Рылеевым, В. К. Кюхельбекером), К. после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю. На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е гг. определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида ('Димитрий Донской' Озерова, 'Сид' Корнеля), Ипполита ('Федра' Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) К. - ведущий трагик этого театра. Играл главные роли в псевдопатриотических пьесах: Пожарский, Ляпунов ('Рука всевышнего отечество спасла', 'Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский' Кукольника), Иголкин ('Иголкин, купец Новгородский' Полевого) и др. Основываясь на классицистской эстетике, К. подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета ('Отелло' и 'Гамлет' Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Критики В. Г. Белинский, Н. И. Надеждин ('П. Щ.') отрицательно оценили парадно-декоративное искусство К., противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество П. С. Мочалова . 'Смотря на его игру, - писал Белинский в статье 'И моё мнение об игре г. Каратыгина', - вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы...' (Полное собрание соч., т. 1, 1953, с. 187). Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на К. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. '... Его игра становится всё проще и ближе к натуре...', - отмечал Белинский в статье, посвященной исполнению К. главной роли в драме 'Велизарий' Шенка (1839) (там же, т. 3, 1953, с. 323). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие К. образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ('Заколдованный дом' Ауфенберга, 1836). Творчество К., тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства. К. был первым исполнителем ролей Чацкого ('Горе от ума' Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона ('Каменный гость', 1847, и 'Скупой рыцарь', 1852, Пушкина), Арбенина ('Маскарад' Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на рус. сцене более 40 пьес (в том числе 'Кин, или Гений и беспутство' Дюма-отца, 'Король Лир', 'Кориолан' Шекспира, и др.).
Александра Михайловна К. (урожденная Колосова) [4(16).2.1802, Петербург, - 7(19).3.1880, там же], жена Василия Андреевича К. Ученица А. А. Шаховского и П. А. Катенина. Дебютировала на петербургской сцене в 1818. Выступала в классицистском репертуаре (Моина - 'Фингал' Озерова, Камилла - 'Горации' Корнеля, и др.). Наибольшего успеха добилась в романтических драмах, мелодрамах, салонных комедиях. Среди её ролей - Мария Стюарт ('Мария Стюарт' Шиллера), госпожа де Лери ['Женский ум лучше всяких дум' ('Каприз') Мюссе], Елена Глинская ('Елена Глинская' Полевого).
Петр Андреевич К. [29.6(11.7).1805, Петербург, - 24.9(6.10).1879, там же], сын Андрея Васильевича К. Окончив Петербургское театральное училище (1821), всю жизнь играл в Александрийском театре. Исполнял роли преимущественно в комедиях и водевилях. Наибольшую известность приобрёл как драматург-водевилист. Написал свыше 40 водевилей ('Водевили', 1937). Лучшие из них имели успех благодаря злободневности сюжета, живости диалога, занимательности куплетов: 'Дом на Петербургской стороне' (1838), 'Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони' (1838), 'Булочная, или Петербургский немец' (1843), 'Вицмундир' (1845), 'Дядюшка о трёх ногах' (1853) и др. Ограниченность взглядов К. проявилась в водевиле 'Натуральная школа' (1847), в котором он высмеял реалистическое и демократическое направление рус. литературы. К. - автор 'Записок' (т. 1-2, 1929-30, последнее изд. 1970), в которых нашли отражение события театральной жизни тех лет.
Актрисой петербургской сцены была также жена Андрея Васильевича, мать Василия и Петра К. Александра Дмитриевна К. (до замужества Перлова) (1777-1859).
Лит.: Лебедев В. А., 'Журнал Театральный' артиста Андрея Каратыгина, в сборнике: О театре, [т.] 2, Л., 1927; Карпинская Е., Финкельштейн Е., О Каратыгине, 'Театр', 1941, | 5; Родина Т., Русские романтические актёры. П. Мочалов. В. Каратыгин, в кн.: Театральный альманах. Сб. ст. и материалов, кн. 8, М., 1948, с. 163-91; Альтшуллер А, Я., Театр прославленных мастеров. Очерки истории Александрийской сцены, Л.. 1968, с. 31-34, 42-45, 58-67; Королёва Н., П. А. Каратыгин и его 'Записки', в кн.: Каратыгин П., Записки, Л., 1970.
А. Я. Альтшуллер.