(греч. kalligraphia - красивый почерк, от kallos - красота и grapho - пишу), искусство красивого и чёткого письма. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо- калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах К. Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. К. - Ван Си-чжи (4 в.), Сюань-цзун (8 в.), Ми Фэй (11 в.). В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, К. стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами. Среди крупнейших каллиграфов - мастера шрифта 'насхи' Ибн Мукла (10 в.), Ибн Бавваб (11 в.) и Якут Мустасими (13 в.) в Багдаде, Иран. и средне-азиатские мастера шрифта 'насталик' Мир Али Теб-ризи (14 в.), Султан Али Мешхеди (15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.). В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в средние века К., очагами которой были монастырские скрипторпи, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма . Выдающиеся образцы К., начиная с 'Остромирова евангелия' (переписано в 1057 дьяконом Григорием), известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европейской К. перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам - создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области применения К., а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе ('чистописание'), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т.д.).
Лит .: Кази Ахмед, Трактат о каллиграфах и художниках, М. - Л., 1947; Истрин В. А., Развитие письма, М., 1961; Bonacini С., Bibliografia delle arti scrittorie e della calligrafia, Firenze, 1953; L'art de l'ecriture, P. - Baden-Baden, 1965.