(араб., буквально - блеск, сияние), термин средневековой мусульманской философии, обозначающий интуитивное постижение истины через 'озарение' души, освобожденной от связей с материальным миром. Учение И., в котором синтезировались идеи зороастризма и неоплатонизма , рассматривалось в мусульманском средневековом мире как типично восточное и противопоставлялось западной (аристотелевской) теории познания, основанной на дискурсивном (понятийном) способе мышления. Концепция И. разделяла неоплатонистское представление о мире, его бытии, движении и красоте как об эманации (истечении) божественного света. Детальное изложение философии И. содержится в одноименном трактате средневекового ближневосточного мыслителя Шихаб ад-Дина Сухраварди (12 в.).
Лит.: Nasr S. Н., Three Muslim sages: Avicenna, Suhrawardi, lbn Aravi, Camb., 1964.
А. В. Сагадеев.