Значение ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

школа права, одно из течений в науке права 1-й половины 19 в. Было особенно влиятельно в Германии. В отличие от доктрины естественного права , являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии, И. ш. п. выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства. Важнейшим источником права был объявлен обычай , кодификация отвергалась, а право изображалось как результат постепенного развития 'народного духа'; развитие права сравнивалось с развитием языка. Сторонники И. ш. п.Г. Гуго (1764-1844) и Ф. Ю. Штоль (1802-1855) оправдывали сохранение феодальных правовых институтов, выступали против кодификации права в Германии. В значительной мере позиции И. ш. п. в Германии были проявлением националистической реакции на кодификацию права, проведенную во Франции и закрепившую завоевания буржуазной революции. Критикуя И. ш. п. за апологетику феодальных порядков и консерватизм, К. Маркс в статье 'К критике гегелевской философии права. Введение' писал, что это - 'школа, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут - старый, унаследованный, исторический-' (Маркс К. и Энгель Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 416).

Основателем И. ш. п. был Г. Гюго, однако широкое распространение она получает после опубликования в 1814 брошюры Ф. К. Савиньи 'О призвании нашего времени к законодательству и правоведению'. В своей работе Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. С 1815 начал издаваться журнал 'Zeitschrift fur geschichtliche Rechtswissenschaft' (выходил с 1850), также способствовавший популяризации идей И. ш. п. Последователями Савиньи были Г. Ф. Пухта , К. Ф. Эйхгорн и др.

Представители И. ш. п. считали, что право в своем развитии проходит три стадии: стадию спонтанного, неосознанного возникновения норм обычного права в недрах народа через развитие 'национального духа'; стадию права, излагаемого учеными юристами, совершенствующими позитивное право применительно к усложнившимся общественным отношениям; стадию кодифицированного права, представляющего объединение обычного права и права юристов. Законодательство может лишь дополнить, но не изменить действующее право. Они считали, что в 19 в. выразителями национальных чувств в области права были юристы, желавшие применять римское право , поэтому главной задачей юриспруденции является изучение 'чистого римского права' в целях более широкого его применения в Германии. В этом смысле позиция И. ш. п. в какой-то мере отвечала устремлениям развивавшейся немецкой буржуазии, т. к. римское право соответствовало потребностям капиталистического товарооборота. В последующем И. ш. п. разделилась на два крыла: националистическое 'германистов' и буржуазно-либеральное 'пандектистов' (см. также Германия , раздел Юридическая наука).

Ряд положений И. ш. п., в особенности её учение о первенстве обычая перед законом, оказали влияние на формирование социалистического направления в буржуазной юриспруденции. Реакционно-националистические взгляды её представителей были широко использованы немецкими фашистами.

П. С. Грацианский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.