Значение слова ИРРАЦИОНАЛИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

(от лат. irrationalis - неразумный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму , ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное , т. е. недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие 'И.' объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме ), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме ), мистическое 'озарение', воображение, инстинкт, 'бессознательное' и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозно-философские учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они и используют формы рационального мышления.

И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма , утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще.

Если в самом общем смысле иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии (они характерны, например, для средневековой мистики , которая, в отличие от рационалистических претензий схоластики, видела путь постижения бога в сверхразумном созерцании и чувстве), то в более узком смысле термин 'И.' относят к тем течениям буржуазной философии, которые складывались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Таковы, например, 'философия чувства и веры' Г. Якоби, противостоящая просветительскому рационализму, 'философия откровения' позднего Ф. В. Шеллинга , волюнтаристическая концепция А. Шопенгауэра (Германия) и учение С. Кьеркегора (Дания), представляющие собой своеобразную реакцию на идеалистический рационализм немецкой классической философии, в частности панлогизм философии Г. Гегеля. Крупнейшими представителями И. в середине 19 в. были Ф. Ницше , родоначальник философии жизни , и Э. Гартман (Германия) с его 'философией бессознательного'.

Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом буржуазного общества и его культуры в конце 19-20 вв. И. особенно проявляется в таких течениях, как философия жизни (В. Дильтей , Германия, А. Бергсон , Франция, и др.) и экзистенциализм (М. Хайдеггер , Германия, и др.), но иррационалистические тенденции присущи и другим направлениям современной буржуазной философии (например, некоторым разновидностям неопозитивизма и др.). И. представляет собой прямую противоположность марксистско-ленинской философии, научному, материалистическому мировоззрению.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.