Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары, - 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и везира при различных правителях. Главные философские труды - 'Книга исцеления' (в сокращённом изложении - 'Книга спасения'), 'Книга указаний и наставлений',' Книга знания' (на языке фарси).
Философия И. С. продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологической концепции неоплатонизма . И. С. отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога - 'первой причины' (ср. 'Единое' Плотина ), из которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер.
Т. о., 'универсальный разум' и 'мировая душа' неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно аристотелевской космологической схеме. Один бог, по И. С., обладает абсолютным существованием, всё же остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления.
Мусульманские богословы (в частности, Газали ) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий.
А. В. Сагадеев.
Сохранились немногочисленные стихи И. С. на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества - вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов И. С. - афористичность, простота художественно-изобразительных средств. Б. ч. его стихов на фарси написана в форме рубай. В своеобразных философских повестях 'Живой, сын Бодрствующего', 'Послание о птице', 'Саламан и Абсал' И. С. излагает свои идеи и взгляды в форме развёрнутой аллегории. Выступал и как теоретик литературы - в комментариях к 'Поэтике' Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми . Большую роль в становлении классического фарси как литературного языка сыграли научные сочинения И. С., прежде всего 'Даниш-наме'. И. С. оказал влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере - на арабскую, узбекскую и отчасти средневековую еврейскую литературы. С его повестью 'Живой, сын Бодрствующего' некоторые исследователи связывают сюжет 'Божественной комедии' Данте.
И. И. Михайлов.
Важнейшее медицинское сочинение И. С. 'Канон медицины' - медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки. 'Канон врачебной науки' - итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В 'Каноне' излагаются теоретические основы медицины - взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. И. С. выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях 'лихорадочных' (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные И. С. клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. 'Канон' оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира.
Б. Д. Петров.
Соч.: Диван, Тегеран, 1957; в рус. пер. - Четверостишия, 'Литературный Таджикистан', 1953, кн. 5; Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Данишнамэ, [Душанбе], 1957; Математические главы 'Книги знания', Душанбе, 1967; О душе, в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М., 1961, с. 215-86.
Лит.: Ибн Сина. Материалы научной сессии АН УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины, Таш., 1953; Семенов А. А., Абу Али Ибн Сина (Авиценна), 2 изд., [Душанбе], 1953; Терновский В. Н., Ибн Сина (Авиценна), М., 1969 (библ. с. 183-89); Corbin Н., Avicenneet ie recit visionnaire, v. 1, 2 ed., Teheran - P., 1954; Goishon A.-M., La philosophie d'Aviceiine et son influence en Europe medievale, 2 ed., P.,1951; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958; Anawati G. C., Essai de bibliographie d-Avicenna, Cairo, 1952.