попытка упразднения католического культа в годы Великой французской революции (главным образом в 1793). Д. являлась своеобразным выражением революционного террора в борьбе с контрреволюционным духовенством, а не мерой государственной атеистической политики, хотя в ней и содержались антирелигиозные элементы. В ходе проведения Д. закрывались церкви, изымались их драгоценности для нужд обороны, священников принуждали отрекаться от сана. Движение за Д. зародилось в провинции. Инициатива Д. принадлежала эбертистам и близким к ним группам; была поддержана Парижской Коммуной. Христианство было заменено новым революционным рационалистическим культом Разума. Вводился этот новый культ нередко в принудительном порядке и вызывал крайнее недовольство крестьян. Понимая, что Д. способна создать у народа контрреволюционные настроения, М. Робеспьер выступил против культа Разума. 6-7 декабря 1793 Конвент официально осудил меры насилия, 'противоречащие свободе культов'. Руководители политики Д. - П. Г. Шометт , Ж. Р. Эбер , Ж. Фуше - отказались от Д.
Лит.: Домнич М., Великая французская буржуазная революция и католическая церковь, М., 1960; Mathiez A., La revolution et l'eglise, P., 1910.
М. Я. Домнич.