Значение ГРОПИУС ВАЛЬТЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГРОПИУС ВАЛЬТЕР

(Gropius) Вальтер (18.5. 1883, Берлин, - 5.7.1969, Бостон, Массачусетс, США), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. Один из основоположников функционализма , последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре. Учился в Высших технических школах Берлина и Мюнхена (1903-07), испытал влияние П. Беренса , ассистентом которого был в 1907-10. Г. стремился к выявлению конструкций и функционального назначения построек в их внешнем облике, что обусловило новизну архитектурных форм; например, ленты остекления, опоясывающие здание обувной фабрики 'Фагус' в Альфельде (Н. Саксония, 1911, совместно с А. Мейером), подчёркивают лёгкость навесной стены. В административном здании на выставке 'Немецкого Веркбунда' в Кёльне (1914) выразительно противопоставление кирпичных стен лёгким металлическим конструкциям и остеклению. В 1918 Г. возглавил школы прикладного и изобразительного искусства в Веймаре, объединив их под названием 'Государственный Баухауз' в 1919. В период работы в 'Баухаузе' одним из первых стал осваивать те возможности для создания новых форм в современной архитектуре и дизайне , которые заложены в индустриальном производстве; Г. занимался социальными проблемами зодчества, не выходя, однако, за пределы реформистских иллюзий. В серийном производстве вещей, спроектированных художником-дизайнером, в индустриальном домостроении Г. видел средство демократизации архитектуры и материально-бытовой среды, окружающей человека. После столкновения с консервативными властями Веймара Г. переводит 'Баухауз' в Дессау, где строит для него новое здание (1925-26), которое имело значение манифеста выдвигаемых им принципов рационалистической архитектуры; здесь задача организации функциональных процессов диктует асимметричное размещение масс здания. В конце 20-х гг. Г. устанавливает тесные связи с мастерами сов. конструктивизма . В 1928 Г. переехал в Берлин, посвятив себя проблеме т. н. дешёвых жилищ (см. Жилище ). Г. разработал приём 'строчной застройки', при которой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами (поселок Даммершток близ Карлсруэ, 1927-28), создал также несколько прототипов экономичных квартир, широко использующихся в Западной Европе. В 1934 после прихода к власти нацистов эмигрировал в Великобританию. Вместе с архитектором М. Фраем создал ряд построек (Импингтонский сельский колледж, 1936-39, и др.), способствовавших распространению функционализма в архитектуре страны. В 1937 переехал в США, в 1937-52 профессор (с 1938 руководитель) архитектурного отделения Гарвардского университета в Кембридже. Построил промышленный посёлок Нью-Кенсингтон близ Питсбурга (1941, совместно с М. Л. Брёйером), с лёгкими по конструкции домами, расположение которых подчинялось рельефу местности. В 1946 Г. организовал творческий коллектив из 8 молодых архитекторов (ТАС), проектировал с ним архитектурные комплексы зданий Гарвардского университета в Кембридже (1949-50) и университета в Багдаде (строительство начато в 1961 ); опираясь на опыт функционализма и используя новые достижения строительной техники, построил неоклассическое здание посольства США в Афинах (1957-1961), небоскрёб авиакомпании 'Панамерикан эрлайнс' в Нью-Йорке (1963).

Соч.: Internationale Architektur, Munch., 1925; Bauhausbauten in Dessau, Munch., 1930; The new architecture and the Bauhaus, L., [1935]; Wege zu einer optischen Kultur. Fr./M., 1956; в рус. пер. - Границы архитектуры, М., 1971.

Лит.: Giedion S., Walter Gropius. Mensch und Werk, Stuttg., 1954; Argan G. C., Walter Gropius e la Bauhaus, 2 ed., [Torino, 1957]; Fitch J. M., Walter Gropius, N. Y., 1960.

А. В. Иконников.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.