(кит. - национальная живопись), термин, появившийся в нач. 20 в. и обозначающий современная китайская живопись водяными красками на шёлковых и бумажных свитках, в отличие от живописи маслом и акварели. В условиях упадка искусства в Китае конца 19 - начала 20 вв. (отрыв от действительности, повторение сухих канонических схем) Г. обновила традиции национальной живописи, существовавшей с 3-2 вв. до н. э. и имевшей свои технических особенности, жанровое своеобразие и специфический метод изображения предмета при помощи линии и пятна на нейтральном фоне, который давал ощущение неограниченного пространства. Первые мастера, работавшие в Г. (живописцы Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши, Чэнь Ши-цзэн), стремились обогатить традиционные методы обращением к натуре. В дальнейшем развитие национальной живописи шло двумя путями: только средствами Г. в традиционной манере исполнения - творчество Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня и др. - или соединением принципов Г. с достижениями европ. живописи (геометрическая перспектива, светотеневая моделировка объёма, напряжённый психологизм, пристальный интерес к человеку) - творчество Сюй Бэй-хуна, Цзян Чжао-хэ и др. В 1940-1950-е гг. живопись Г. становится более разнообразной по сюжетам, в ней появляются лирические и жанровые композиции на темы современности. Однако, стремясь к отражению новой действительности, многие живописцы ограничиваются механическим введением современных мотивов в традиционно выполненные пейзажи.
Лит.: Николаева Н., О национальной традиции в современной китайской живописи гохуа, в сборнике: Художественные направления в современном зарубежном искусстве, М., 1959, с. 5-25.
Н. С. Николаева.