Значение ГАНСЛИК ЭДУАРД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГАНСЛИК ЭДУАРД

Ханслик (Hanslic) Эдуард (11.9.1825, Прага, - 6.8.1904, Баден, близ Вены), австрийский музыкальный критик. Ученик чешского композитора В. Я. Томашека. Окончил юридический факультет Венского университета. С 1856 приват-доцент Венского университета по истории и эстетике музыки, с 1861 профессор. В трактате 'О музыкально-прекрасном' (1854) Г. выступил как теоретик формализма, заявляя, что 'содержание музыки - движущиеся звуковые формы', что музыка может изображать только динамическую сторону чувств, отрешённую от их содержания и вслед за философом И. Кантом утверждал, что 'прекрасное не имеет цели, ибо оно есть чистая форма'. Под влиянием критики Г. признал неудовлетворительной аргументацию, данную в книге и в дальнейшем занялся историей музыки. Формалистический подход сказался и в критических статьях, которые Г. публиковал с 1846. В них он выступал против Р. Вагнера и Ф. Листа, недооценивал творчество выдающихся композиторов 19 в. (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Верди и др.), нападал на многие крупнейшие явления русской музыки.

Соч.: Geschichte des Concertwesens in Wien, Bd 1-2. W., 1869-70; Aus dem Concertsaal. 2 Aufi., Munch. - B., 1886; Die moderne Oper. Kritiken und Studien, Bd 1-9, В., 1875-1900; Aus meinem Leben, Bd 1-2, 4 Aufl.. B., 1911; в рус. пер. - О музыкально-прекрасном, предисл. [Г.] Лароша, М., 1895.

Лит.: Маркус С., Воинствующий формалист Э. Ганслик, 'Советская музыка'. 1949, | 8; его же, История музыкальной эстетики, т. 2, М., 1968.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.