Значение слова ВООБРАЖЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

В. является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, В. становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Главная функция В. в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Другая функция В. связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. 'Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове' (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В данном случае особенно трудно разграничить деятельность В. и мышления, но в реальном единстве всех психических функций субъекта В. сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего ещё не существует - либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без В. Поэтому В. является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов деятельности, но и абстрактно-понятийных. В. И. Ленин писал о фантазии: 'Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 125). 'Сотрудничество' логики и В. возможно потому, что их противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логических структур, причём последние нередко несут основную эвристическую нагрузку в решении мыслительной задачи. Именно это обстоятельство является одной из пока не преодолённых преград на пути формализации эвристических процессов и передачи их машине.

Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т.д.). Творческое В. состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, 'объективации' жизненной реальности в её сущности. Особый вид творческого В. представляет собой мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключённая в ней идея ведёт к дальнейшим практическим преобразованиям.

Чрезвычайно широкий диапазон проявлений В., всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного 'материала' В. В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов ('агглютинация' - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого В. требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художественном творчестве, открытие естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).

Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности В. относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

В. развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития В. является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником В. является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Лит.: Ананьев Б. Г., Проблема представления в советской психологической науке, 'Философские записки', 1950, т. 5, с. 58-98; Беркинблит М., Петровский А., Фантазия и реальность, М., 1968; Вундт В., Фантазия, как основа искусства, [пер. с нем.], СПБ - М., 1914: Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1968; Рибо [Т.], Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901; Розов А. И., Фантазия и творчество, 'Вопросы философии', 1966, | 9; Якобсон П. М., Процесс творческой работы изобретателя, М. - Л., 1934; Воirel R., L-invention, P., 1955; Chowdhury К., Vernon P., An experimental study of imagery and its relation to abilities and interests, 'The British Journal of Psychology', 1964, v. 55, | 3; McKellar P., Imagination and thinking. A psychological analysis, L., 1.1957]; Osborn A. F., Applied imagination; principles and procedures of creative thinking, N. Y., [1957]; Ryle G., Imagination, в кн.: Essays in phylosophical psychology, ed. D. F. Gustafson, L. - Melb., 1967; Sartre J. P., L-imaginaire, P., 1960.

Л. Л. Гурова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.