(от санскр. вишеша - особенный, отличный), одна из шести ортодоксальных индуистских систем древнеиндийской философии. По традиции, основоположником В. считается Канада, которому приписывается создание основного произведения этой системы 'Вайшешики-сутры' (окончательная редакция его относится к 1-й половине 1-го тыс.). Важным источником В. является также 'Падартха-дхаома-санграха' - комментарий к 'Вайшешика-сутре'. Наибольшее развитие В. получила в 9-14 вв. в Южной Индии.
По учению В., всё существующее включается в 6 категорий - субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее, из которых главной является субстанция , выражающая сущность вещи. 9 субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделённые качествами (постоянными свойствами) и 'действиями' (преходящими свойствами), составляют весь существующий мир. В. придерживается атомистической точки зрения, согласно которой первые 4 субстанции представляют собой соединения атомов (ану) - неизменных протяжённых материальных частиц сферической формы. Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны: первое движение они получают от невидимой силы - адришты и потом вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма).
Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1-2, М., 1956-57; Keith A. B., Indian logic and atomism: an exposition of the Nyaya and Vaiika systems, Oxf., 1921: Mishra U., Conception of matter according to Nyaya-Vaiçesika. Allahabad, 1936.
Е. И. Гостеева.