Значение БУРДЕЛЬ ЭМИЛЬ АНТУАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БУРДЕЛЬ ЭМИЛЬ АНТУАН

(Bourdelle) Эмиль Антуан (30.10.1861, Монтобан, - 1.10.1929, Ле-Везине), французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893-1908). Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909-29). Произведения Б. конца 1880-х - начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией ('Памятник павшим' в Монтобане, бронза, 1893-1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства; произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения ('Геракл, стреляющий из лука', 1909, 'Пенелопа', 1909-12, 'Сафо', 1924-25, - все бронза). В портретах ('О. Роден', бронза, 1909; 'А. Франс', бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека; в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915-23), в установленных в Париже статуе 'Франция' (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909-29) стремился выразить гражданские идеи. В отдельных произведениях Б. 20-х гг. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Б. работал также как рисовальщик и живописец (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Творчество Б., одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в.

Соч.: Искусство скульптуры, пер. с франц., М., 1968.

Лит.: Роден и его время. Каталог, М., [б. г.]; Стародубова В. В., Бурдель, М., 1970; Jianou 1., Dufet M., Bourdelle. P., 1965.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.