Значение БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

за существование (биол.), метафорическое выражение, предложенное Ч. Дарвином (1859) для определения активности организма, направленной на сохранение жизни и обеспечение существования потомства. Понятие Б. за с. тесно связано с естественным отбором . В самом общем виде Б. за с. вытекает из несоответствия между высокой способностью организмов к размножению и предельными размерами пространства, запасов пищи, воды и т.д., необходимых для нормального существования организмов любого вида. Так, по подсчётам Дарвина, при условии выживания и размножения всех появившихся на свет детёнышей, пара слонов - одного из самых медленно размножающихся млекопитающих - через 750 лет оставила бы 19 млн. потомков. Одна диатомовая водоросль при беспрепятственном размножении могла бы в течение полутора суток покрыть плёнкой всю поверхность Земли. Однако эта потенциальная способность к размножению никогда в природе не реализуется полностью. Большая часть появляющихся особей не доживает до взрослого состояния и гибнет в процессе прямой или косвенной Б. за с. - либо под действием неблагоприятных климатических и иных абиотических факторов среды (конституциональная Б. за с.), либо в борьбе с представителями других видов (межвидовая Б. за с.), либо в борьбе с особями своего вида (внутривидовая Б. за с.). Конституциональная и межвидовая Б. за с. сами по себе являются лишь уничтожающими факторами. Только внутривидовая борьба ведёт к созданию новых форм организации. При описании процессов внутривидовой Б. за с. часто пользуются понятием соревнование. Результатом соревнования разнородных особей данного вида в борьбе за жизнь и размножение служит избирательная элиминация (уничтожение); общая элиминация, или случайная истребляемость, индивидуальная элиминация (включающая прямую элиминацию физическими факторами, биологическими факторами и косвенную элиминацию физиологическими факторами; последняя сводится к переживанию менее истощённых особей), семейная элиминация и групповая. В эволюции особое значение имеет соединение индивидуальной и групповой элиминации. Элиминация принимает избирательный характер только через соревнование, которое может быть внутригрупповым (индивидуальным активным и пассивным), межсемейным и межгрупповым (И. И. Шмальгаузен).

Внутривидовая Б. за с. проявляется в соревновании между особями данного вида при столкновении их с любыми врагами и вредными влияниями, в соревновании при использовании пищи и других жизненно необходимых факторов (свет, вода и т.д.) и в соревновании в средствах более эффективной защиты жизни и потомства. Межвидовая Б. за с. может протекать непосредственно между хищником и жертвой, а также между особями разных, порой очень далёких видов: травоядные млекопитающие и травоядные насекомые (например, саранча, кузнечики) соревнуются, 'борются' за пищу.

В понятие Б. за с. входят, по определению Дарвина, все формы взаимоотношений между организмами, а не только конкурентные отношения борьбы в узком смысле этого слова. Со времён Дарвина подчёркивается большее значение для сохранения жизни и оставления потомства биотических условий (т. е. жизнедеятельности других существ, с которыми данный организм связан пищевыми и любыми иными отношениями), чем абиотических.

Вульгаризаторски трактуя Б. за с. в природе и произвольно перенося её закономерности на общественную жизнь, некоторые буржуазные социологи и экономисты выдвинули концепцию социал-дарвинизма, подвергнутую резкой критике Ф. Энгельсом (см. 'Анти-Дюринг', 1966, с. 64-66). Методологическая ошибка социал-дарвинистов заключается в попытке свести закономерности социальные до уровня биологических. Показав вслед за Б. Франклином и К. Линнеем существование в природе стремления к размножению в геометрической прогрессии, Дарвин фактически опроверг основную идею английского экономиста Т. Р. Мальтуса (см. Мальтузианство ) о якобы существующем несоответствии между размножением человека (в геометрической прогрессии) и средств к существованию (в арифметической прогрессии), на что специально обратил внимание К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 26, ч. 2, с. 127).

Понятие Б. за с., выдвинутое Дарвином, имело важнейшее значение, отразив на уровне естествознания 19 в. внутреннюю движущую силу эволюции и послужив Дарвину одной из важнейших исходных посылок при создании теории развития органического мира. Сопоставив наличие в природе Б. за с. с наблюдаемой разнокачественностью особей внутри любого вида, Дарвин пришёл к выводу, что естественный отбор - основной движущий фактор эволюционного процесса. Тем самым учение об эволюции было поставлено на материалистическую естественноисторическую основу. Оставаясь широким обобщающим понятием, Б. за с. при конкретном изучении распадается на ряд явлений, связанных с изучением биогеоценотических отношений на уровне популяций , видов, биоценозов , отношений между организмами и абиотическими факторами среды и т.д. Во всех случаях Б. за с. ведёт к сравнительной оценке особей определённой популяции в условиях конкретного биогеоценоза , к избирательной элиминации и естественному отбору.

Лит.: Дарвин Ч., Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. Соч., т. 3, М.-Л., 1939; Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, М., 1946; История эволюционных учений в биологии, М.-Л., 1966.

А. В. Яблоков.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.