Александр Александрович [16(28).11.1880, Петербург, - 7.8.1921, Петроград], русский поэт. Отец - профессор права Варшавского университета, мать - М. А. Бекетова, писательница и переводчица. Детство Б. прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове. Окончил славяно-русское отделение филологического факультета Петербургского университета (1906). В 1903 женился на Л. Д. Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева. К тому же времени относится знакомство Б. с Андреем Белым и В. Брюсовым. Стихи начал писать с детства, печататься - с 1903. В 1904 опубликовал сборник 'Стихи о Прекрасной Даме', где предстал как лирик-символист, испытавший (с 1901) влияние мистической поэзии Вл. Соловьева. С 1903 в отвлечённую романтическую поэзию Б. вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой (раздел 'Распутья', 1902-04). Революция 1905-07 открыла поэту, по его словам, 'лицо проснувшейся жизни'. Отныне тема Родины постоянно присутствует в поэзии Б. Его творчество становится трагедийным и глубоким, пронизанным ощущением катастрофичности эпохи, предчувствием назревающей очистительной бури (цикл 'На поле Куликовом', 1908, разделы цикла 'Вольные мысли', 1907, 'Ямбы', 1907-1914). Исполнена революционных предчувствий неоконченная поэма 'Возмездие' (1910-21). Настойчиво и сильно выражена в творчестве Б. ненависть к миру 'сытых', к уродливым, бесчеловечным чертам жизни (раздел 'Город', 1904-08, 'Страшный мир', 1909-16). Любовная лирика Б. романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла 'Снежная Маска', 1907, 'Фаина', 1907-08, 'Возмездие', 1908-13, 'Кармен', 1914). Зрелая поэзия Б. освобождается от отвлечённых мистико-романтических символов и обретает жизненность, конкретность, черты пластического живописания ('Итальянские стихи', 1909, поэма 'Соловьиный Сад', 1915, и др.). Многие идеи поэзии Б. развиты в его драматургии: пьесы 'Незнакомка' 'Балаганчик', 'Король на площади' (все в 1906), 'Песня Судьбы'(1907-08), 'Роза и Крест' (1912-13). Поэтическая слава Б. упрочилась после выхода сборников 'Нечаянная Радость' (1906), 'Снежная Маска' (1907), 'Земля в снегу' (1908), 'Лирические драмы' (1908), 'Ночные Часы' (1911) и собрание стихотворений (издательство 'Мусагет', т. 1-3, 1911-12).
С начала 1900-х гг. Б. выступал с критическими и публицистическими статьями, очерками, речами. Проза Б. остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства ('Краски и слова', 1906, 'Безвременье', 1906, 'О лирике', 1907, 'О театре', 'Письма о поэзии', 'Народ и интеллигенция', 'Стихия и культура', 1908, 'Молнии искусства', 1909, 'О современном состоянии русского символизма', 1910, 'Судьба Аполлона Григорьева', 1916; рецензии на стихи А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, Э. Верхарна).
Восторженно встретив свержение царизма в феврале 1917, Б. был одним из редакторов стенографического отчёта Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров; из этого труда родилась его книга 'Последние дни императорской власти' (1921). Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила у Б. подъём творческих сил. В статье 'Интеллигенция и Революция' (январь 1918) он писал: 'Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию' (Соч., т. 2, 1955, с. 220, 228). В 1918 Б. написал поэму 'Двенадцать' - о крушении старого мира и столкновении его с новым; поэма построена на смысловых антитезах, резких контрастах. Стихотворение 'Скифы' (того же года) посвящено исторической миссии революционной России. В последние годы жизни Б. вёл большую литературную и общественную работу: в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в Союзе деятелей художественной литературы, в издательстве 'Всемирная литература', в Союзе поэтов. В апреле 1919 был назначен председателем Режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград). Выступал с докладами, статьями, речами ('Катилина', 1918, 'Крушение гуманизма', 1919, 'Гейне в России', 1919, 'О назначении поэта', 1921, 'Без божества, без вдохновенья', 1921, опубл. 1925). Творчество Б. связано с традициями поэзии В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Н. А. Некрасова. Б. - романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств: максимальное слияние движения ритма с тончайшими оттенками смысла, использование неточных рифм, обращение к свободному стиху, работа над тоническим стихом (главным образом дольником).
Поэтические произведения Б. переведены на многие языки мира.
Соч.: Собр. соч., т. 1-12, Л., [1932-36]; Собр. соч., т. 1-8, М.- Л., 1960-63; Записные книжки. 1901-1920, М., 1965; Письма Александра Блока к родным. [Предисл. В. А. Десницкого, примеч. М. А. Бекетовой], т. 1-2, М.-Л., 1927-32; Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, М., 1940.
Лит.: Жирмунский В. М., Поэзия А. Блока, П., 1922; Чуковский К., Александр Блок как человек и поэт, П., 1924; его же, Александр Блок, в его кн.: Из воспоминаний, М., 1959; Бекетова М., Александр Блок, Л., 1930; Немеровская О. и Вольпе Ц., Судьба Блока, Л., 1930; Мясников А. С., А. А. Блок, М., 1949; Орлов Вл., Александр Блок, М., 1956; его же. Поэма Александра Блока 'Двенадцать', 2 изд., М., 1967; Тимофеев Л. И., Александр Блок, М., 1957; его же, Творчество Александра Блока, М., 1963; Ременик Г., Поэмы Александра Блока, М., 1959; Венгров Н., Путь Александра Блока, М., 1963; Турков А., Александр Блок, М., 1969; Ашукин Н., Александр Блок, Синхронистич. таблицы жизни и творчества. 1880 - 1921. Библиография 1903-1923, [М.], 1923; Колпакова Е., Куприяневский П. и Максимов Д., Материалы к библиографии Александра Блока за 1928-1957 годы, 'Уч. зап. Вильнюсского педагогического института', 1959, т. 6 .
А. А. Саакянц.